Африканские путешествия николая гумилева литература. Николай гумилев - путешественник


Археолог-любитель Константин Севенард утверждает, что Поморье - родина ариев, а Таджикистан - легендарная Шамбала

В тайну таинственной Голубиной (Каменной) книги, которую якобы видели еще Михайло Ломоносов и Николай Гумилев, проник депутат Государственной думы 3-го созыва, а ныне петербургский бизнесмен Константин Севенард. На собственные средства он организовал экспедицию на русский Север для изучения древних рукотворных курганов. «Материал, собранный в этом и прошлых годах, может в корне изменить взгляд на историю мира», - уверен г-н Севенард. Действительно, на пресс-конференции, состоявшейся по поводу окончания экспедиции, было сделано несколько сенсационных заявлений, идущих вразрез с общепринятыми историческими знаниями.

О Каменной книге упоминают различные древние источники, как рукописные, так и устные. Причем источники вполне исторические - такие как Апокалипсис, «Слово св. Иоанна Богословца о пришествии Господни», «Житие преподобного Авраамия Смоленского». По мнению историка Александра Афанасьева, «из числа духовных песен, сбереженных русским народом, наиболее важное значение принадлежит стиху о Голубиной книге, в котором что ни строка - то драгоценный намек на древнее мифическое представление» об окружающем мире, населяющих его людях, зверях и птицах. «Стих о Книге Голубиной» сохранился до наших дней в более чем 20 вариантах, в которых с некоторыми разночтениями рассказывается, как «восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длины книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов, много народу. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, все Божественное писание ему объявляется».

Главная часть стиха заключается в ответе на вопросы "отчего зачался у нас белый свет, отчего зачалось солнце красное, отчего взяты телеса наши, отчего у нас в земле цари пошли, которая земля землям мати, которая церковь над церквами мати, который у нас камень каменьям отец, который зверь всем зверям отец", составляющие сущность космогонических представлений древних людей.

Константин Севенард уверен, что Каменная (Голубиная) книга существует не только в преданиях и легендах. По его предположению, эту таинственную книгу видел в молодости Михайло Ломоносов, «чем объясняется его легендарная карьера и тот факт, что все дальнейшие исследования шли в ключе текстов Каменной книги - две северные экспедиции, профинансированные из царской казны, поиск философского камня». Севенард настаивает, что поэт Серебряного века Николай Гумилев, путешествуя в 1904 году по русскому Северу, также видел ее в районе города Беломорска в одной из глубоких лощин в туманном устье реки Индель в виде высеченных в каменном склоне иероглифов. Отсюда, по словам Константина Севенарда, идет ее название - Каменная книга. Другое название книги - Голубиная - происходит от изображенных в контексте книги чаек, которых древние славяне приняли за голубей.

С докладом о северной экспедиции и обнаруженной Каменной книге 18-летнего Николая Гумилева принимал у себя император Николай Второй, который отнесся к находке с чрезвычайной серьезностью, поэтому дальнейшие исследования Гумилева, а также его обучение в Царскосельском лицее финансировались из царской казны. Следуя текстам Каменной книги, Гумилев организует экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрывает древнюю гробницу, в которой находит уникальный гребень из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается достичь до сих пор). Известно, что на гребне, который получил название «Гиперборейский», была изображена девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих ее дельфинов.

По легенде, этот гребень великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге», - говорит Константин Севенард, который считает себя потомком Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых рублей. Более того, Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором революции.

Исследователь русского Севера вспоминает, что еще в его бытность депутатом Госдумы он ознакомился с дневниковыми записями Николая Гумилева и с отчетом о той давней экспедиции, опубликованном в 1911 году колоссальным тиражом в 20 тысяч экземпляров. Несмотря на такое массовое издание, практически весь тираж был впоследствии уничтожен, то же произошло и с дневниками. Но, как известно, рукописи не горят, и очевидно, что какие-то экземпляры брошюры и сам дневник все-таки сохранились в недрах спецхрана. К сожалению, Константин Севенард был так увлечен содержанием этих первоисточников, что не обратил внимания на наличие на них каких бы то ни было архивных или библиотечных шифров, указывающих на принадлежность к государственному или ведомственному архиву (спустя сутки исследователь, правда, припомнил, что на форзаце брошюры стоял экслибрис "Частная библиотека Городецкой"). Тем не менее, он обратил внимание, что в творчестве Николая Гумилева нет даже стихов, посвященных Каменной (Голубиной) книге, хотя в его дневниках встречается упоминание о том, что трещины между иероглифами, которыми написана Каменная книга, поросли цветами. Самое интересное, что практически у всех поэтов Серебряного века (Николай Заболоцкий, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам, Андрей Белый) присутствует образ «цветочной книги», «написанной рукой судеб могучей», в которой содержится «все правда сокровенная земли».

Зато в биографии поэта, по мнению Севенарда, «имеется столько белых пятен, что создается впечатление, что кто-то тщательно и последовательно вычищал сведения о целых периодах его жизни». Даже расстрел Гумилева в 1921 году исследователь связывает с тайными знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его словам, очень неравнодушны вездесущие масоны.

В наскальной Голубиной книге Гумилев якобы прочитал некие откровения об устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего живого на планете, которую более 100 тысяч лет назад населяли представители совсем другой цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской войны. Конфликт разгорелся между виками, познавшими тайну философского камня и обладавшими правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой привилегии. После окончания войны и гибели королевы Моб предводитель повстанцев Феб увел оставшихся в живых ариев на юг в район современного Таджикистана. Константин Севенард убежден, что термин «викинг» появился лишь в начале 20 века после публикации текста Каменной книги в переводе Николая Гумилева.

Изучив дневники Гумилева и его перевод Голубиной книги, Константин Севенард пришел к открытию, что именно в Таджикистане, а не на Тибете, находится вход в легендарную Шамбалу, а напротив входа существуют изображения гигантского сфинкса, затопленные в настоящее время водохранилищем Нурекской ГЭС. Кстати сказать, Севенард, будучи профессиональным инженером-гидротехником, убежден, что высота плотины была специально завышена на несколько десятков метров, чтобы надежнее скрыть мифический переход в параллельную цивилизацию.

Приоткрыл завесу тайны путешественник и над "голубиными" иероглифами, которыми якобы написана книга. Их нельзя отнести ни к одной из известных древних и современных письменностей. По словам Константина Севенарда, это был специальный искусственный язык, не имевший фонетического звучания. Для облегчения прочтения автор книги Феб оставил потомкам каменный же словарь символов, в котором иероглифам, обозначавшим, например звезды, солнце, человека, чайку или же дракона, соответствовало "пояснительное" изображение. Якобы именно этот словарь и помог молодому поэту Гумилеву расшифровать письмена Голубиной книги.

В 2003 - 2005 годах под руководством Константина Севенарда, желающего докопаться до истины, состоялась серия экспедиций, повторяющая «северный путь» Николая Гумилева. Задачей этих любительских исследований стал поиск сооружений и следов, связанных с событиями, описанными в Каменной книге. Руководитель экспедиции убежден, что в настоящее время Каменная книга находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС.

В результате этих экспедиций были исследованы древние рукотворные курганы. Из текстов переведенной Гумилевым Каменной книги следует, что «Фэб похоронил на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий кузов, под двумя огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на острове, похожем а Русский кузов, свою жену - королеву империи Виков - Моб». Гробницу на острове Русский кузов вскрыл Гумилев, а расчистка оставшихся двух курганов была предпринята Севенардом летом этого года. Согласно экспертному заключению профессионального археолога Владимира Еременко, в результате расчистки «были обнаружены два ряда каменной кладки несомненно искусственного происхождения. Кладка сложена из естественных глыб необработанного гранита размером от 0,5 до 1,5 м в поперечнике. Часть гранитных глыб в кладке поставлена на ребро. Подстилающий песок под кладкой - не морской. На острове при осмотре выходов такого песка не обнаружено». Из находок в верхнем слое команда Севенарда обнаружила немецкую каску и пистолетную гильзу 8-мм калибра, что позволило ему сделать вывод о том, что древними захоронениями ариев на Кузовском архипелаге еще во время Второй мировой войны интересовались представители спецслужб фашистской Германии.

Делая на пресс-конференции столь необычные заявления, Константин Севенард посетовал, что для того, чтобы получить вещественные доказательства его теории, требуется всего-навсего "получить разрешение Министерства культуры на проведение полноценных археологических раскопок на островах Русский кузов и Немецкий кузов и полномасштабное подводное исследование донного ландшафта в месте, где до затопления находилось устье реки Индель". Он также настаивает на необходимости проведения изыскательных работ в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской с целью поиска спрятанного ею в неком тайнике «Гиперборейского гребня».

На обложке вышедшей недавно книги «Хрупкая вечность» Константин Севенард позиционирует себя как человека, который имел много хобби от коллекционирования фантиков до увлечения историей внеземных цивилизаций. Археология - одно из них и, пожалуй, совершенно безобидное, но не бесполезное. Если бывший депутат Госдумы, а ныне общественный деятель и бизнесмен Константин Севенард сумеет победить Минкульт и добиться разрешения на раскопки, то, возможно, в скором времени мы получим если не подтверждение его «арийской теории», то, во всяком случае, новые археологические находки, которые прольют свет хотя бы на часть многочисленных тайн российской истории.

Наталья Елисеева

Продолжаем разговор о драгоценностях Матильды Кшесинской. Из ныне живущих, эпический гребень не видел никто. Сохранилось только описание Николая Гумилёва «золотой гребень удивительной работы – на верху девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих её дельфинов».

Николай Гумилёв (1886-1921) — русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик, литературный критик, успел в недолгой жизни отметиться ещё и как путешественник. Манила Африка, но пока, то есть в 1904 году, Гумилёв отправился по русскому Северу. В гимназию тогда поступали в десять-одиннадцать лет и оканчивали годам к двадцати. Взрослый человек, а по сути, восемнадцатилетний гимназист Коля на Кольском полуострове, в окрестностях города Беломорска, обнаружил высеченное в камне иероглифическое письмо. Гумилёв, который ещё только получит аттестат зрелости 30 мая 1906 года (с единственной пятёркой по логике) предположил, перед ним легендарная Каменная книга – стартовые знания о мире, источник сказаний всех народов. Иногда из-за специфического письма, напоминающего следы птиц, книга именуется Голубиной.

На плоских скалах выбиты сотни метров текста. Здесь же вырезан словарь символов. Для перевода Гумилёв воспользовался древним каменным глоссарием и знаниями специалиста по семитским языкам. В наскальной книге, найденной в районе реки Индель, повествовалось об устройстве мира, физической и духовной связи всего живого на планете, рассказывалось о доисторической цивилизации, погибшей в гражданской войне: конфликтовали вики (хранители тайны философского камня) и арии. Предводитель повстанцев Феб потерял в боях сына, дочь и жену Моб – королеву империи.

Открытие Гумилёва взбудоражило научный мир. Доклад о северной экспедиции заслушал император Николай II. Фантастическая находка подвигла царскую казну на дальнейшее финансирование исследований.

Курган Куль-Оба, золотая височная подвеска

Тексты Каменной книги привели следующую экспедицию Гумилёва на Кузовской архипелаг, известный как легендарный остров Буян. Расшифровав тексты, Николай Степанович определил место захоронения детей Феба — на острове Немецкий кузов, а могила Моб — на противоположном Русском кузове.

На острове Русский кузов взломали каменную пирамиду, оказавшуюся пустой. Николай Степанович, не рассчитывая на успех, попросил рабочих разобрать пирамидку метрах в десяти. Только на следующий день рабочим удалось вскрыть очень плотно пригнанные камни и обнаружить захоронение более древнее, чем эпоха скандинавских викингов. Игра стоила свеч: в гробнице лежал женский скелет, на черепе — золотой гребень, сражающий изящностью. Удивительный артефакт приписали гиперборейской цивилизации.

Гребень «Русалки»

После экспертизы выяснилось, гребень из золота тысячной пробы. Лепет про несуществующую в наше время наивысшую чистоту золота, несостоятелен. Золото 1000-й пробы в повседневной жизни используется в химических опытах и изысканной кулинарии – блюдах с кусочками золотой фольги, сюда же отнесём водку, с плавающими в ней золотыми хлопьями. Но для ювелирных поделок, чистое золото слишком мягкое. И сложность не в выплавке высшей пробы, проблема в деформации изделий, выполненных из такого металла. Лишь современные японцы — коллекционеры передовых технологий, создают украшения из 24-каратного золота. А гребень, добытый в древней гробнице, при 100-процентной чистоте сплава, не гнулся и не мялся.

Николай II в ту пору увлекался балериной Матильдой Кшесинской. Ей (по просьбе императора) преподнёс гиперборейский гребень великий князь Сергей Михайлович. По другой версии Матильда Кшесинская сама выкупила фантастический гребень у Гумилёва. Она никогда не расставалась с золотой игрушкой, по семейной легенде гребень исполнял любые желания. «Сын Матильды Феликсовны – Владимир, проверяя силу гребня, загадал, чтобы какие-то предметы летали и они поднялись в воздух» — рассказывает правнук балерины Константин Севенард.

На многочисленных фотографиях Кшесинской демонстрируются тоненькая талия, роскошные волосы. Но нет ни одной, с гиперборейским гребнем в причёске. Довольно странно.

Мормоны, знавшие о великой силе гребня, предлагали Кшесинской сначала два миллиона долларов, потом четыре. Наконец выдали балерине подписанный чек и предложили самой вписать любую сумму. Только Матильда Феликсовна не нашла сил расстаться с любимой вещицей. Начались угрозы, но реликвия осталась у Кшесинской, во всяком случае до марта 1917 года.

Золотой гребень «Павлины», XVIII век

Константин Севенард организовал экспедицию на беломорский Кузовский архипелаг летом 2005 года, туда, где в 1904 году Николай Гумилёв нашёл уникальный гребень. Остров Немецкий кузов сохранил насыпи искусственного происхождения, здесь обнаружились два ряда деланной гранитной кладки из глыб размером 0,5-1,5 метра.

Ещё

Запах ладана, шерсти звериной и роз
Африканские фотографии Николая Гумилева из коллекции Кунсткамеры / К 130-летию

15 апреля 2016 года исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Гумилева - поэта, исследователя Африки, одного из собирателей коллекции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамеры) РАН. Гумилев совершил несколько экспедиций в Абиссинию (Эфиопию), откуда привез не только редкие предметы, но и фотографии - в музее хранится около 300 негативов. Ещё о Николае Гумилёве


Фото из коллекции Кунсткамеры


«Медуза» совместно с Кунсткамерой представляет фотографии, сделанные Гумилевым во время экспедиции в Абиссинию в 1913 году и фрагменты из его «Африканского дневника». Некоторые из этих фотографий публикуются впервые. Есть музей этнографии в городе этом

Над широкой, как Нил, многоводной Невой,

В час, когда я устану быть только поэтом,

Ничего не найду я желанней его.

Я хожу туда трогать дикарские вещи,

Что когда-то я сам издалека привез,

Чуять запах их странный, родной и зловещий,

Запах ладана, шерсти звериной и роз.
Н. Гумилев. Абиссиния. Из сборника «Шатер». Ревель, 1921.

Юрий Чистов, доктор исторических наук, директор Музея антропологии и этнографии РАН:

Многие коллекции МАЭ РАН были собраны выдающимися российскими учеными и путешественниками, имена которых известны всем, - Даниэлем Мессершмидтом, Герхардом Миллером, Петером Палласом, Степаном Крашенинниковым, Иваном Крузенштерном, Фаддеем Беллинсгаузеном, Михаилом Лазаревым и многими другими. Вопросы истории формирования коллекции музея, изучение вклада отдельных собирателей коллекций всегда привлекали пристальное внимание научных и музейных сотрудников МАЭ. Эти исследования продолжаются и в наши дни, частично они восстанавливают незаслуженно забытые имена, в том числе преданные забвению по идеологическим соображениям в советское время.

К их числу относится и Николай Гумилев. Хорошо известен его интерес к Африке, циклы стихов на африканские темы, благодаря которым Гумилева часто называли «конквистадором» (первый сборник стихов Гумилева - «Путь конквистадоров», 1905), «царскосельским Киплингом», «русским Камоэнсом», а заодно и певцом колониализма и ницшеанцем. Поклонники поэзии Гумилева, конечно же, знают, что он несколько раз бывал в Африке, но до конца 80-х годов прошлого века даже вопрос о том, сколько раз он совершил эти путешествия и в каких годах, был спорен. Не говоря уже о скудных сведениях о самом длительном и интересном путешествии Николая Гумилева и его племянника Николая Сверчкова в 1913 году. Причиной столь длительного забвения был арест и расстрел поэта по решению Петроградской ЧК 26 августа 1921 года. По официальной версии «Гумилев не принял революции, оказался причастным к контрреволюционному заговору и в числе его участников был расстрелян».



2. Маршрут экспедиции Николая Гумилева в Абиссинию в 1913 году / Реконструкция маршрута по полевому дневнику Н. Гумилева выполнена Юрием Чистовым


«Я должен был отправиться в порт Джибути в Баб-эль-Мандебском проливе, оттуда по железной дороге к Харару, потом, составив караван, на юг в область, лежащую между Сомалийским полуостровом и озерами Рудольфа, Маргариты, Звай; захватить возможно больший район исследования; делать снимки, собирать этнографические коллекции, записывать песни и легенды. Кроме того, мне предоставлялось право собирать зоологические коллекции» (Здесь и далее цитаты из «Африканского дневника». Н. Гумилев, ПСС, том 6, стр. 70–97. Москва, «Воскресенье», 2005 год) .



3. Вид на Порт-Саид


«10-го апреля на пароходе Добровольного флота „Тамбов“ мы вышли в море. Какие-нибудь две недели тому назад бушующее и опасное Черное море было спокойно, как какое-нибудь озеро. Волны мягко раздавались под напором парохода, где рылся, пульсируя, как сердце работающего человека, невидимый винт. Не было видно пены, и только убегала бледно-зеленая малахитовая полоса потревоженной воды. Дельфины дружными стаями мчались за пароходом, то обгоняя его, то отставая, и по временам, как бы в безудержном припадке веселья, подскакивали, показывая лоснящиеся мокрые спины, Наступила ночь, первая на море, священная. Горели давно не виденные звезды, вода бурлила слышнее. Неужели есть люди, которые никогда не видели моря?»



4. Суэцкий канал


«Не всякий может полюбить Суэцкий канал, но тот, кто полюбит его, полюбит надолго. Эта узкая полоска неподвижной воды имеет совсем особенную грустную прелесть».



5. Пристань в Суэце


6. Улица в Джибути (туземцы везут воз с кочанами)


«Джибути лежит на африканском берегу Аденского залива к югу от Обока, на краю Таджуракской бухты. На большинстве географических карт обозначен только Обок, но он потерял теперь всякое значенье, в нем живет лишь один упрямый европеец, и моряки не без основанья говорят, что его „съела“ Джибути. За Джибути - будущее».



7.


«Я <…> люблю этот городок, его мирную и ясную жизнь. От двенадцати до четырех часов пополудни улицы кажутся вымершими; все двери закрыты, изредка, как сонная муха, проплетется какой-нибудь сомалиец. В эти часы принято спать так же, как у нас ночью. Но затем неведомо откуда появляются экипажи, даже автомобили, управляемые арабами в пестрых чалмах, белые шлемы европейцев, даже светлые костюмы спешащих с визитами дам. <…> Улицы полны мягким предвечерним сумраком, в котором четко вырисовываются дома, построенные в арабском стиле, с плоскими крышами и зубцами, с круглыми бойницами и дверьми в форме замочных скважин, с террасами, аркадами и прочими затеями - все в ослепительно белой извести».



8. Железнодорожный путь около станции ж.д. Логахардимом


«Вид из окна был унылый, но не лишенный величественности. Пустыня коричневая и грубая, выветрившиеся, все в трещинах и провалах горы и, так как был сезон дождей, мутные потоки и целые озера грязной воды. Из куста выбегает диг-диг, маленькая абиссинская газель, пара шакалов, они всегда ходят парами, смотрят с любопытством. Сомалийцы и данакили с громадной всклокоченной шевелюрой стоят, опираясь на копья. Европейцами исследована лишь небольшая часть страны, именно та, по которой проходит железная дорога, что справа и слева от нее - тайна».



9. Дорога от речки «Авдели» на Харару (около Харара)


10. Водопой по дороге


«Дорога в Харар пролегает первые километров двадцать по руслу реки <…>, ее края довольно отвесны, и не дай Бог путнику оказаться на ней во время дождя».



11. Дорога из Диредауа в Харар


«Дорога напоминала рай на хороших русских лубках: неестественно зеленая трава, слишком раскидистые ветви деревьев, большие разноцветные птицы и стада коз по откосам гор. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота. Сильный и сладкий запах цветов. И только странно дисгармонируют со всем окружающим черные люди, словно грешники, гуляющие в раю, по какой-нибудь еще не созданной легенде».



12. Абиссинская церковь и строящаяся колокольня в Хараре


«Уже с горы Харар представлял величественный вид со своими домами из красного песчаника, высокими европейскими домами и острыми минаретами мечетей. Он окружен стеной, и через ворота не пропускают после заката солнца. Внутри же это совсем Багдад времен Гаруна-аль-Рашида. Узкие улицы, которые то подымаются, то спускаются ступенями, тяжелые деревянные двери, площади, полные галдящим людом в белых одеждах, суд, тут же на площади, - все это полно прелести старых сказок».



13. Николай Гумилев записывает галасские песни со слов галласа певца (стоит переводчик)


«Быстро прошли эти три дня в Джибути. Вечером прогулки, днем валянье на берегу моря с тщетными попытками поймать хоть одного краба, они бегают удивительно быстро, боком, и при малейшей тревоге забиваются в норы, утром работа. По утрам ко мне в гостиницу приходили сомалийцы племени Исса, и я записывал их песни».



14. Фас старухи хараритянки


«Я собирал этнографические коллекции, без стеснения останавливал прохожих, чтобы посмотреть надетые на них вещи, без спроса входил в дома и пересматривал утварь, терял голову, стараясь добиться сведений о назначении какого-нибудь предмета у не понимавших, к чему все это, хараритов. Надо мной насмехались, когда я покупал старую одежду, одна торговка прокляла, когда я вздумал ее сфотографировать, и некоторые отказывались продать мне то, что я просил, думая, что это нужно мне для колдовства. Эта охота за вещами увлекательна чрезвычайно: перед глазами мало-помалу встает картина жизни целого народа и все растет нетерпенье увидеть ее больше и больше».



15. Турецкий консул с ашкером на веранде консульства


«Несмотря на то, что консул еще не вступил в исполнение своих обязанностей, он уже принимал многочисленных мусульман, видевших в нем наместника самого султана и желавших его приветствовать <…>. Консул, я, кажется, забыл написать, что это был генеральный консул, был достаточно величествен в своем богато расшитом золотом мундире, ярко-зеленой ленте через плечо и ярко-красной феске».



16. Дедъязмач Таффари


«Он был одет в шамму, как все абиссинцы, но по его точеному лицу, окаймленному черной вьющейся бородкой, по большим полным достоинства газельим глазам и по всей манере держаться в нем сразу можно было угадать принца. И неудивительно: он был сын раса Маконнена, двоюродного брата и друга императора Менелика, и вел свой род прямо от царя Соломона и царицы Савской» (Дедъязмач Таффари, Таффари Мэконнын - один из титулов высших эфиопских военачальников, буквально «командир передового полка». Это имя, которое носил до коронации в 1930 году последний император Эфиопии Хайле Селассие I. С 1911-го по 1916 год он был губернатором провинции Харар).



17. Аба-Муда, теперешний наместник св. Шейх-Гуссейна


18. Купол над могилой галлаского святого Шейх-Гуссейна


И таинственный город, тропический Рим,

Шейх-Гуссейн я увидел высокий,

Поклонился мечети и пальмам святым,

Был допущен пред очи пророка.

<…>
Н. Гумилев. Галла. Из сборника «Шатер». Ревель, 1921.

Материал подготовлен при участии сотрудников музея Татьяны Соловьевой и Ксении Суриковой.

Современной цивилизации предшествовали десятки других


Жизнь на Земле целиком зависит от климата, но он слишком изменчив. На него влияет солнечная активность, скорость вращения Земли, химический состав атмосферы: Изменение климата приводит к катастрофам планетарного масштаба. А затем меняются и географические координаты территорий, на которых может существовать жизнь.

— Как объяснить, что перелетные птицы каждую весну прилетают в Заполярье? Ответ прост: птицы летят на родину своих древних предков. Генетическая память безошибочно выводит их туда, где много тысяч лет назад было тепло светло, уютно и влажно. На географическую карту, составленную в 1513 году турецким адмиралом и картографом Пири Рейсом, нанесен неизвестный тогда Антарктический материк. Он не покрыт снегом — значит, когда-то Антарктида была обитаема?

Уже известно, что нашей цивилизации предшествовали десятки других, среди них и Гиперборея. Один из самых авторитетных ученых древнего мира Плиний Старший писал о гиперборейцах как о реальном народе, жившем у Полярного круга. В Северном полушарии сохранились каменные сооружения, датировать которые ученые пока не берутся. Не знают они и назначения этих строений. Знаменитый кромлех Стоунхенджа в Англии, аллея менгиров во французской Бретани, каменные лабиринты Соловков и Кольского полуострова построены по одной технологии. Возможно, именно эти постройки остались от гиперборейской цивилизации.

В 1904 году экспедиция известного русского историка Николая Гумилева на одном из островов Кузовского архипелага обнаружила древнее захоронение. Именно там был найден предмет, который вошел в научные труды как «гиперборейский гребень». Этот женский гребешок тончайшей работы сделан из золота высокой пробы и украшен изображениями дельфинов. Его возраст дал основание полагать, что он относится к древнейшей цивилизации. Золотой гребешок исчез во время фашистской оккупации. Однако на островах Кузовского архипелага найдены и другие свидетельства существования Гипербореи.

Кузовской архипелаг — последний осколок Гипербореи. 16 островов расположены в 20 км от материка. Люди там сегодня не живут, вокруг лишь дикая природа и древние святилища. Второй по величине остров архипелага называют Немецкий кузов. Он окружен кольцом дольменов. Во время раскопок археологи обнаружили там не только примитивные орудия труда — наконечники стрел и каменные топорища, — но и сотни обугленных камней неизвестного назначения. Там же найден огромный кусок белого кварца. Такой породы нет ни на соседних островах, ни на материке в радиусе 100 км. Как камень оказался на вершине горы? Кто-то (а скорее всего, гиперборейцы) принес камень специально.

В 2003 году во время научно-исследовательской экспедиции, которую проводило Русское географическое общество, был найден каменный трон времен Гипербореи, к которому прямо от берега вели истертые ступени. И еще один исторический факт. В начале ХIХ века русский исследователь Матвей Геденштром обнаружил на острове Новая Сибирь странные насыпные сооружения. Если судить по описаниям, это были остатки обгоревшего остова оборонительного сооружения. Пепел на бревнах успел окаменеть. А само сооружение было сделано из гигантских корабельных бревен. Но на арктических островах лес не растет. Находка Геденштрома говорит о том, что на Крайнем Севере было гораздо теплее, если там росли деревья. Потом на Земле резко похолодало, а через несколько столетий вновь началось глобальное потепление. Такой же процесс угрожает нашей планете и сегодня.

Подробности вы узнаете 5 ноября в 20.30 в программе «Территория заблуждений с Игорем Прокопенко» на телеканале РЕН ТВ.

Николай Гумилев, чьи стихи были изъяты из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, являл собой образ литературного теоретика, который искренне верил в то, что художественное слово способно не только влиять на умы людей, но и преобразовывать окружающую действительность.

Творчество легенды Серебряного века напрямую зависело от его мировоззрения, в котором главенствующую роль занимала идея торжества духа над плотью. На протяжении всей жизни прозаик намеренно загонял себя в тяжелые, сложно разрешимые ситуации по одной простой причине: только в момент крушения надежд и утрат к поэту приходило подлинное вдохновение.

Детство и юность

3 апреля 1886 года у корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева и его жены Анны Ивановны родился сын, которого назвали Николаем. Семейство проживало в портовом городе Кронштадте, а после отставки главы семьи (1895 год) они переехали в Петербург. В детстве писатель был крайне болезненным ребенком: каждодневные головные боли доводили Николая до исступления, а повышенная чувствительность к звукам, запахам и вкусам делала его жизнь практически невыносимой.


Во время обострения мальчик был полностью дезориентирован в пространстве и нередко лишался слуха. Его литературный гений проявился в возрасте шести лет. Тогда он написал свое первое четверостишие «Живала Ниагара». В Царскосельскую гимназию Николай поступил осенью 1894 года, однако проучился там только пару месяцев. Из-за своего болезненного вида Гумилев неоднократно подвергался насмешкам со стороны сверстников. Дабы не травмировать и без того нестабильную психику ребенка, родители от греха подальше перевели сына на домашнее обучение.


1900–1903 годы семейство Гумилевых провело в Тифлисе. Там сыновья Степана и Анны поправляли здоровье. В местном учебном заведении, где поэт проходил обучение, было опубликовано его стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через некоторое время семейство вернулось в Царское Село. Там Николай возобновил обучение в гимназии. Его не увлекали ни точные, ни гуманитарные науки. Тогда Гумилев был одержим творчеством и все время проводил за прочтением его работ.


Из-за неправильно расставленных приоритетов Николай начал существенно отставать от программы. Только стараниями директора гимназии – поэта-декадента И.Ф Анненского – Гумилев весной 1906 года сумел получить аттестат зрелости. За год до выпуска из учебного заведения на средства родителей была издана первая книга стихов Николая «Путь конквистадоров».

Литература

После экзаменов поэт отправился в Париж. В столице Франции он посещал лекции по литературоведению в Сорбонне и был завсегдатаем на выставках картин. На родине писателя Гумилев издавал литературный журнал «Сириус» (вышло 3 номера). Благодаря Гумилеву посчастливилось познакомиться и с , и с , и с . Поначалу мэтры скептически относились к творчеству Николая. Стихотворение «Андрогин» помогло признанным деятелям искусства увидеть литературный гений Гумилева и сменить гнев на милость.


В сентябре 1908-го прозаик отправился в Египет. В первые дни пребывания за границей он вел себя как типичный турист: осматривал достопримечательности, изучал культуру местных племен и купался в Ниле. Когда средства кончились, писатель начал голодать и ночевал на улице. Парадоксально, но эти трудности никоим образом не надломили писателя. Лишения вызвали в нем исключительно положительные эмоции. По возвращении на родину он написал несколько стихотворений и рассказов («Крыса», «Ягуар», «Жираф», «Носорог», «Гиена», «Леопард», «Корабль»).

Мало кто знает, но за пару лет до поездки он создал цикл стихов под названием «Капитаны». Цикл состоял из четырех произведений, которые объединяла общая идея путешествий. Жажда новых впечатлений подтолкнула Гумилева к изучению Русского Севера. Во время знакомства с городом Беломорском (1904 год) в лощине устья реки Индель поэт увидел высеченные на каменном склоне иероглифы. Он был уверен, что нашел легендарную Каменную книгу, которая, по поверьям, содержала первоначальные знания о мире.

Из переведенного текста Гумилев узнал, что правитель Фэб похоронил на острове Немецкий кузов сына и дочь, а на острове Русский кузов - жену. При содействии императора Гумилев организовал экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрыл древнюю гробницу. Там он обнаружил уникальный «Гиперборейский» гребень.


По легенде, передал находку во владение балерине . Ученые предполагают, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге. Вскоре после экспедиции судьба свела литератора с фанатичным исследователем Черного континента – академиком Василием Радловым. Поэту удалось уговорить этнолога зачислить его помощником в Абиссинскую экспедицию.

В феврале 1910-го после головокружительной поездки в Африку он вернулся в Царское Село. Несмотря на то что его возвращение было вызвано опасной болезнью, от былого упадка духа и декадентских стихов не осталось и следа. Закончив работу над сборником стихов «Жемчуга», прозаик вновь уехал в Африку. Из путешествия он вернулся 25 марта 1911 года в санитарной кибитке с приступом тропической лихорадки.


Вынужденное затворничество он использовал для творческой переработки собранных впечатлений, которые впоследствии вылились в «Абиссинские песни», вошедшие в сборник «Чужое небо». После поездки на Сомали свет увидела африканская поэма «Мик».

В 1911 году Гумилев основал «Цех поэтов», в который входили многие представители литературного бомонда России ( , Владимир Нарбут, Сергей Городецкий). В 1912 году Гумилев заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма. Поэзия акмеистов преодолела символизм, вернув в моду строгость и стройность поэтической структуры. В том же году акмеисты открыли собственное издательство «Гиперборей» и одноименный журнал.


Также Гумилев в качестве студента был зачислен в Петербургский университет на историко-филологический факультет, где изучал старофранцузскую поэзию.

Первая мировая война разрушила все планы писателя - Гумилев ушел на фронт. За храбрость, проявленную во время военных действий, он был возведен в звание офицера и удостоен двух Георгиевских крестов. После революции писатель полностью отдался литературной деятельности. В январе 1921 года Николай Степанович стал председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, а в августе этого же года мэтра задержали и заключили под стражу.

Личная жизнь

Первую жену – – писатель встретил в 1904 году на балу, приуроченном к празднованию Пасхи. В то время пылкий юноша во всем старался подражать своему кумиру : он носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Уже через год после знакомства он сделал претенциозной особе предложение и, получив отказ, погрузился в беспросветную депрессию.


Из биографии легенды Серебряного века известно, что из-за неудач на любовном фронте поэт дважды пытался свести счеты с жизнью. Первая попытка была обставлена со свойственной Гумилеву театральной напыщенностью. Горе-кавалер поехал в курортный город Турвиль, где планировал утопиться. Планам критика не суждено было сбыться: отдыхающие приняли Николая за бродягу, вызвали полицию и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, литератор отправился в участок.

Узрев в своей неудаче знак свыше, прозаик написал Ахматовой письмо, в котором вновь сделал ей предложение. Анна в очередной раз ответила отказом. Убитый горем Гумилев решил во что бы то ни стало завершить начатое: он принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес Парижа. Попытка снова обернулась позорным курьезом: тогда его тело подобрали бдительные лесничие.


В конце 1908 года Гумилев вернулся на родину, где продолжил добиваться расположения молодой поэтессы. В итоге настойчивый парень получил согласие на брак. В 1910-м пара обвенчалась и отправилась в свадебное путешествие в Париж. Там у литераторши случился бурный роман с художником Амедео Модильяни. Николай, дабы сохранить семью, настоял на возвращении в Россию.

Через год после рождения сына Льва (1912–1992) в отношениях супругов случился кризис: на замену безоговорочному обожанию и всепоглощающей любви пришли безразличие и холодность. Пока Анна на светских раутах оказывала знаки внимания молодым писателям, Николай также искал вдохновения на стороне.


В те годы музой литератора стала актриса мейерхольдовского театра Ольга Высотская. Молодые люди познакомились осенью 1912 года на праздновании юбилея , а уже в 1913-ом на свет появился сын Гумилева – Орест, о существовании которого поэт так и не узнал.

Полярность во взглядах на жизнь привела к тому, что в 1918 году Ахматова и Гумилев разошлись. Едва освободившись от оков семейной жизни, поэт встретил свою вторую жену – Анну Николаевну Энгельгардт. С потомственной дворянкой литератор познакомился на лекции Брюсова.


Современники прозаика отмечали безмерную глупость девушки. По словам Всеволода Рождественского, Николая ставили в тупик ее лишенные всякой логики суждения. Ученица писателя Ирина Одоевцева говорила, что избранница мэтра не только по внешности, но и по развитию казалась 14-летней девочкой. Супруга литератора и его дочь Елена умерли от голода во время . Соседи рассказывали, что от слабости Анна не могла шевелиться, и крысы ели ее на протяжении нескольких дней.

Смерть

3 августа 1921 года поэт был арестован как соучастник антибольшевистского заговора «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Коллеги и приятели литератора (Михаил Лозинский, Анатолий Луначарский, Николай Оцуп) тщетно пытались реабилитировать Николая Степановича в глазах руководства страны и вызволить его из заточения. Близкий друг вождя мирового пролетариата также не остался в стороне: он дважды обращался к с просьбой о помиловании Гумилева, но Владимир Ильич остался верен своему решению.


24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 56 человек), а 1 сентября 1921 года в газете «Петроградская правда» был опубликован расстрельный список, в котором тринадцатым значился Николай Гумилев.

Свой последний вечер поэт провел в литературном кружке, окруженный боготворящей его молодежью. В день ареста писатель по обыкновению засиделся с учениками после лекций и возвращался домой далеко за полночь. На квартире прозаика была организована засада, о которой мэтр никоим образом знать не мог.


После заключения под стражу в письме, адресованном жене, литератор заверял ее в том, что беспокоиться не о чем, и просил выслать ему томик и табак. Перед расстрелом Гумилев написал на стене камеры:

«Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

Спустя 70 лет со дня смерти именитого поэта были рассекречены материалы, доказывающие, что заговор был полностью сфабрикован сотрудником НКВД Яковом Аграновым. В связи с отсутствием состава преступления в 1991 году дело писателя было официально закрыто.


Доподлинно неизвестно, где захоронен литератор. Со слов бывшей супруги прозаика Анны Ахматовой, его могила расположена в черте города Всеволожска близ микрорайона Бернгардовки у порохового погреба на Ржевском артиллерийском полигоне. Именно там, на берегу реки Лубья, и по сей день стоит памятный крест.

Литературное наследие легенды Серебряного века сохранилось как в поэзии, так и в прозе. В 2007-ом году певец наложил текст стихотворения именитого деятеля искусств «Однообразные мелькают…» на музыку Анатолия Бальчева и явил миру композицию «Романс», на которую в том же году был снят клип.

Библиография

  • «Дон Жуан в Египте» (1912 год);
  • «Игра» (1913 год);
  • «Актеон» (1913 год);
  • «Записки кавалериста» (1914–1915 года);
  • «Черный генерал» (1917 год);
  • «Гондла» (1917 год);
  • «Дитя Аллаха» (1918 год);
  • «Душа и тело» (1919 год);
  • «Молодой францисканец» (1902 год);
  • «По стенам опустевшего дома…»(1905 год);
  • «Так долго сердце боролось…» (1917 год);
  • «Ужас» (1907 год);
  • «У меня не живут цветы…» (1910 год);
  • «Перчатка» (1907 год);
  • «Нежно-небывалая отрада» (1917 год);
  • «Колдунья» (1918 год);
  • «Иногда я бываю печален…» (1905 год);
  • «Гроза ночная и темная» (1905 год);
  • «В пустыне» (1908 год);
  • «Африканская ночь» (1913 год);
  • «Любовь» (1907 год)