Самое большое кладбище самолетов в сша. Секреты кладбищ старых самолетов Самое большое «кладбище самолетов» на просторах России

Никто не планировал устроить почти в центр Москвы кладбище самолетов.
Намерения были самыми хорошими - в 1989 году решили создать Музей авиации и космонавтики. В 1991 году тут появились первые самолет. Но, наверное, в 90х всем было не до музеев и самолеты очень быстро разворовали, помяли и покрыли уродливыми граффити. А то, что осталось превратилось в "туалеты" и ночлежки.

2. Очень долго судьбу самолетов не могли решить так как они находились в ведомстве Минобороны. Даже после того, как всем стало очевидно, что никакого музея на Ходынке не появится никогда, проще было закрыть на проблему глаза, чем найти решение.

3. На этих выходных от охранника "музея" я узнал, что уже в этом месяце все самолеты уберут с Ходынки. К счастью не на свалку и не на металлолом.

4. Экспонаты передадут на хранение в частный музей техники Вадима Задорожного. Хотя увидеть восстановленные самолеты получится еще не скоро, говорят на реставрацию может уйти несколько лет.

5. Советую использовать последнюю возможность побывать на Ходынском поле. Заставляет задуматься в частности и о нашей Родине.

6. Глядя на то, что осталось от самолетов мне было трудно поверить в то, что в свое время все они прибыли на последнюю стоянку своим ходом.

7. Скорее всего все, что представляло хоть какую-то ценность уже растащили, но тем не менее я видел пару молодых парней с отверткой, которые пытались открыть запертые кабины самолетов.

8.

9.

10. МиГ-21. Остальные модели не знаю, если кто знает, то отпишитесь.

11.

12.

13. Су-15? Среди экспонатов есть Су-15, который в 1983 году сбил южно-корейский «Боинг» вместе с пассажирами.

14.

15. Ил-14 сгорел в 2009 году из-за бомжа, который неудачно развел в нем костер.

16.

17. Я спросил у ребят, что они снимают. Сказали что фото-сессия для какого-то журнала и что пока не знают что получится, но обязательно что-нибудь офигительное.

18. "МАКС"

19. За обвисшим забором гниют самолеты. на крыльях фотограф снимает парней на высоких каблуках, рядом кто-то устраивает тест-драйв своим новеньким porsche 911 . Ходынское поле - своеобразная иллюстрация к нашей стране.

Самое крупное на планете кладбище самолетов находится в городе Аризона на территории штата Тусон в США. Его официальное название - «309 группа по обслуживанию и ремонту аэрокосмической техники». Площадь объекта составляет около 10 км 2 . Здесь размещено более четырёх тысяч самолетов и около сорока космических законсервированных в то или иное время. Двигатели, боеприпасы, проводка, электроника и прочее оборудование, представляющее собой с них сняты. Общая стоимость всех находящейся здесь техники оценивается в сумму, превышающую 35 миллиардов долларов.

Условия хранения самолетов

Кладбище самолетов в Аризоне входит в состав авиационной базы Дэвис-Монтэн, сооружённой практически сразу после завершения Второй мировой войны. Следует отметить, что местность находится на значительной В связи с этим климат здесь является очень сухим, что позволяет сберечь корпуса самолетов от коррозии даже в условиях хранения под открытым небом. Около восьмидесяти процентов из них уже распилены на металлолом. Остальные самолеты запаяны полиэтиленом и могут быть использованы в любой момент в случае возникновения такой необходимости.

Значение для американской экономики

Аризонское кладбище самолетов выполняет также функции настоящего перерабатывающего завода. В частности, на протяжении последних лет специалисты базы реконструировали около девятнадцати тысяч элементов и запчастей, которые могут быть применены в дальнейшем либо проданы. Общая их стоимость составляет свыше 568 миллионов американских долларов. Согласно политике правительства США, прочие страны могут приобрести здесь не только комплектующие детали, но и целые авиалайнеры. Согласно подсчетам экономистов, каждый доллар, вложенный в это кладбище самолетов, со временем позволяет вернуть в государственную казну в одиннадцать раз больше. Дело в том, что после проведенного местными специалистами ремонта многие из них опять используются. В частности, исходя из официальной статистики, на протяжении последних 25 лет в строй вернулось около двадцати процентов отправленных сюда лайнеров. Данное кладбище самолетов известно также и тем, что именно здесь проводились съемки некоторых сцен из фантастического кинофильма «Трансформеры. Месть падших».

Российское кладбище самолетов

Подобное место существует и в нашей стране. На Ходынском поле, что неподалёку от Москвы, есть На его территории хранятся вертолеты и самолеты, которые не взлетали с 2003 года. В настоящее время доступ посторонним сюда закрыт. Изначально планировалось открыть на этом месте техники, однако позже проект был заморожен и в таком состоянии находится и в наше время. Сейчас кладбище самолетов на Ходынском поле представляет собой громадную территорию, которая обнесена колючей проволокой и охраняется. Несмотря на это, некоторым всё-таки удается договориться с охранниками за определенную плату и сделать здесь неповторимые фотографии на фоне полуразваленных летательных аппаратов. Несмотря на то что большинство из них лишены краски и стекол, выглядят они все равно завораживающе.

Пустыня штата Аризона таит в себе очень много интересных вещей. Например, пять тысяч заброшенных самолетов, аккуратно и в рядок припаркованных среди песка и кактусов.

Это самое большое в мире кладбище старых самолётов. Прогуляемся?

1. Хоть самолёты заброшены и давно не летают, они расположены на территории базы ВВС США "Дэвис-Монтен", что в аризонском городе Тусон. Все самолёты огорожены забором, и внутрь попасть практически невозможно.

2. Америка - не Россия, дырявых заборов здесь не водится, но если попытаться объехать территорию по периметру - есть шанс найти то, что ищешь.

3. Здесь догнивают и доживают свой век только военные самолёты. Начиная со второй мировой войны все списанные, но не развалившиеся борта свозили сюда, в пустыню, на базу ВВС. Вот и накопилось.

4. Сама база была основана в 1925-м году, а название своё получила в честь двух военных лётчиков первой мировой войны - Самюэле Дэвисе и Оскаре Монтене.

5. Базу расширили к 1940-му году, когда в Европе уже бушевала ещё одна мировая война. На этой базе стали готовить экипажи для бомбардировщиков. После окончания войны, в 1945-м, тренировочную базу закрыли и решили использовать место в качестве кладбища ненужных теперь боевых самолётов. Местный сухой климат и твёрдая почва обеспечивают идеальную сохранность для воздушных судов на протяжении долгого времени.

6. Вот только в скором времени тренировочный центр пришлось формировать снова. Началась холодная война и военным пришлось объявить постоянную боевую готовность, которая продолжалась почти сорок лет.

7. Здесь обосновались строевые части стратегической авиации и специальная группа техников, готовая расконсервировать старые самолёты.

8. С начала пятидесятых здесь базировались две авиагруппы Boeing B-29 Superfortress, а с шестьдесят третьего - самолёты-шпионы Lookheed U-2. Также где-то в окрестностях были расположены ракетные шахты в количестве 18 штук.

9. Холодная война закончилось и постоянная боеготовность для такого количества самолётов снова стала ненужной. Самолёты старели и ржавели. им не хватало

10. Некоторые из них думали перекрасить, переоборудовать и использовать для нужд гражданской авиации, да так и не сложилось.

11. Когда появился интернет, о базе стало широко известно за пределами Аризоны и Америки. В том числе до гуглоснимков добрались и российские авиалюбители, "рассекретившие" многие интересные модели самолётов, о которых раньше никто даже не слышал.

12. Хотя все эти тысячи и тысячи самолётов, стоящих посреди пустыни и образуют кладбище, совсем заброшенными их назвать никак нельзя. Американцы ухитрились и из этого сделать доходный бизнес.

13. Базу Дэвис-Монтен занимает 309-я группа Министерства Обороны США, в составе которой работает примерно полтысячи человек, занимающиеся ремонтом самолётов.

14. Каждый год на базе появляется около 400 новых единиц техники. Чтобы кладбище не разрослось на половину штата, примерно такое же количество самолётов продаётся дружественным, но бедным странам или уничтожается.

15. По соглашению о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), подписанному между США и Россией, здесь было уничтожено 365 бомбардировщиков Boeing B-2 Stratofortress.

16. Каждый самолет, поступающий на хранение на базу Дэвис-Монтен, подвергается тщательному осмотру, с него демонтируется вооружение и секретное оборудование, а топливные системы осушают и прокачивают маслом.

17. Весь парк техники можно разделить на четыре группы: долгосрочная и краткосрочные консервации (потенциально боеспособная техника), самолёты-доноры и техника для продажи. В последней категории иногда оказывается и не летающая военная техника. Например, в прошлом году сюда привезти не использованные, но списанные по возрасту военные "Хаммеры".

18. Руководство базы решило реализовать их через интернет, но было куплено всего несколько единиц - эти машины не приспособлены для гражданской жизни и умирают в неволе: расход топлива очень большой, неудобный салон, механическая коробка. Почему-то вспомнил, с каким остервенением кидаются соотечественники на списанные военные УАЗики и БРДМы. Хотя неудивительно, в Америке почти нет таких говен, где не проедет более-менее приличный внедорожник из автосалона.

19. Но Америка умеет делать бизнес: на каждый доллар, потраченный на содержание самолётного кладбища и авиаремонтной бригады, авиабаза зарабатывает 11.

20.

21.

22.

Кроме массы достопримечательностей, таких как Долина Смерти, множества национальных парков и заповедников, сухая пустыня Мохаве в США еще известна своим кладбищем самолетов. Расположено оно близ аэропорта Мохаве, в 100 километрах на северо-восток от Лос-Анджелеса. Огромные самолеты видны уже с шоссе № 395. Для путешественников на автомобиле ориентиром послужит город Викторвилль, затем небольшой старый городок Мохаве и стык государственных шоссе №58 и №14 в Южной Калифорнии.

Почему же это кладбище именно в пустыне Мохаве? Ответ на вопрос вполне логичен – безлюдная пустынная территория – идеальное хранилище на открытом воздухе. Здесь рекордно низкое количество осадков и большая часть года высокая температура – это и уберегает самолеты и их останки от ржавчины. На кладбище самолетов огромные, некогда летавшие авиамашины разобраны на запчасти. Несмотря на то, что планеры огорожены колючей проволокой и регулярно патрулируются, все еще можно подойти к забору и рассмотреть этих гигантов.


На огромной территории можно увидеть различные модели коммерческих самолетов, ведь в аэропорту Мохаве начали складировать планеры на космодроме с 1970 года. Во времена экономических кризисов и падения спроса на авиаперелеты, сюда свозились старые самолеты, негодные к дальнейшей эксплуатации. Также в Мохаве свезены, кроме пассажирских, и остатки военных самолетов. Это место – крупнейшее в мире кладбище техники.

Здесь можно встретить различные модели Boeing, Airbus, Lockheed и McDonnell Douglas. Самолеты, хранящиеся и похороненные в пустыне Мохаве в США принадлежат более сотне авиакомпаниям, и многие из них уже давно как перестали существовать.

Наибольшая численность самолетов (более тысячи) была достигнута в 2002 году, так как большую часть (около 360 единиц) авиалайнеров поставили на стоянку после террористических атак 11 сентября 2001 года, обрушившихся на США. Авиакомпании тогда не могли позволить себе держать так много рейсов в воздухе, ангары в американских аэропортах были заполнены, и пришлось выделить территорию для стоянки самолетов. По многим параметрам пустыня Мохаве подошла.

Некоторые самолеты, вполне пригодные к дальнейшей эксплуатации тогда поставили для стоянки. Они были вынуждены впасть в анабиоз. Чтобы до конца песок и ветер пустыни не разрушил механизмы, их окна и двигатели закрыли пластиком. Может быть, когда-нибудь такие самолеты еще будут летать, тем более, что многие из них выставлены на продажу.

Но вот в дальней стороне взлетно-посадочной полосы аэропорта Мохаве в США, расположен могильник - это место, где старые самолеты идут на смерть. Большинство реактивных лайнеров уже прошли свой срок эксплуатации и не могут быть больше использованы. В среднем срок эксплуатации коммерческих самолетов около 25 лет, хотя теперь их «жизнь» измеряется не в годах, а в количестве перелетов. После тысяч взлетов и посадок, самолеты больше не могут выдерживать давление высокого полета без замены основных деталей. Эти изношенные самолеты, припаркованные на пустынных стоянках теперь разбираются, и их запчасти используются для ремонтов авиамашин таких моделей. Когда и запчасти и самолеты уже не пригодны к повторному использованию, их демонтируют и отправляют на переработку – измельчают и переплавляют на сырьевые алюминиевые слитки.

В любой момент времени, попав на кладбище самолетов можно увидеть с десяток авиамашин в различных состояниях разборки. Некоторые планеры почти разобраны, и особо дорогостоящие запчасти удалены, другие просто разбиты. Вокруг разбросаны куски фюзеляжа, хвосты и крылья самолетов, колеса, пассажирские кресла … Настоящий могильник памятников устаревших технологий!

Аэропорт Мохаве в США, находится в относительной близости к Голливуду, поэтому несколько самолетов всегда в резерве для использования в работе фильмов. Десятки известнейших фильмов и кадров были сняты в пустыне Мохаве! В том числе «Скорость» с Киану Ривзом, «Крепкий орешек 2» с Брюсом Уиллисом и «День Независимости» с Уиллом Смитом в главной роли. Если в фильме присутствует сцена со взрывом самолета, то огромная вероятность того, что снимали эти кадры именно в Мохаве.

Попасть самому и посмотреть на кладбище самолетов практически невозможно. Это отнюдь не парк аттракционов! Объект является засекреченным, и посещение здесь крайне ограничено. Кроме колючей проволоки, патрулирования охраной и возможности ареста со штрафом порядка 20 тысяч долларов, можно быть искусанным (а может быть, и съеденным) сторожевыми собаками! Но смельчаки (особенно вездесущие фотографы) находятся и в США. Под покровом ночи они пускаются на поиски приключений на кладбище самолетов. Хотя и днем, улыбаясь через ограду охранникам и вежливо попросив, можно зайти на несколько минут и сделать для себя замечательный уникальный кадр.

Правообладатель иллюстрации USAF

Куда деваются списанные самолеты? Корреспондент рассказывает об огромных “кладбищах” в пустыне на юго-западе США, где нашли последний приют тысячи воздушных судов.

Если ехать по шоссе Саут-Колб-Роуд через город Тусон в штате Аризона, можно увидеть необычный пейзаж: вереница домов сменяется рядами американских военных самолетов, молчаливо распластавшихся под палящим солнцем пустыни. Здесь есть всё: от гигантских грузовых самолетов до неуклюжих бомбардировщиков, военно-транспортных “Геркулесов” и реактивных истребителей-перехватчиков F-14 “Томкэт”, известных зрителям по голливудскому боевику “Лучший стрелок”.

Это база военно-воздушных сил США “Дэвис-Монтан”, где расквартирована 309-я группа ремонта и обслуживания авиакосмической техники. Здесь, на территории в 10,5 квадратных километров, доживают свой век около 4 400 самолетов. Некоторые из них выглядят так, будто всего несколько часов назад вернулись из полета, некоторые накрыты чехлами, защищающими их от песка и пыли, а некоторые разобраны на запчасти, которые ждут в ангарах своего часа, чтобы отправиться на другие авиабазы в США или за рубежом и помочь действующим самолетам вновь подняться в небо. Сотрудники авиабазы в шутку называют ее “свалкой костей” - вполне в духе фольклорных традиций Дикого Запада, сложившихся на заре существования Аризоны.

“Дэвис-Монтан” - не единственное, но, несомненно, самое большое в мире кладбище самолетов. Климатические условия в Аризоне - сухой зной, низкая влажность и небольшое количество осадков - позволяют дольше уберегать самолеты от ржавчины и разрушения.

Кроме того, под почвой на глубине 15 сантиметров находится слой глинистой селитры. Как поясняют в 309-й ремонтно-технической группе, благодаря этой чрезвычайно твердой “подложке” самолеты можно парковать прямо в пустыне, не сооружая для них специальные дорогостоящие платформы.

Правообладатель иллюстрации USAF Image caption Списанные самолеты как склад запчастей...

Производство и эксплуатация самолетов обходится очень дорого, зато они могут принести пользу даже после окончания своей летной карьеры. Однако для хранения отлетавших свое машин в сухих и теплых ангарах требуется очень много места и денег. Гораздо дешевле держать их в таких условиях, как в Тусоне. Потому-то многие из крупнейших свалок списанных самолетов и находятся в пустынях на юго-западе США.

Казалось бы, чего уж проще - посадить самолет в “Дэвис-Монтане”, припарковать его рядом с остальными и отдать кому-нибудь ключи. Но этого недостаточно. Многие самолеты хоть и списаны, но при необходимости их придется возвращать в строй, поэтому их содержание требует больших усилий.

Разбитые бомбардировщики

Сотрудники “свалки костей” действуют в соответствии с четкой процедурой. Все самолеты, стоявшие на вооружении на авианосцах, тщательно очищаются, чтобы морская соль не вызвала коррозию. Все топливные баки и топливопроводы полностью опустошаются и промываются легким вязким маслом наподобие того, что используется в швейных машинках, чтобы все движущиеся части были хорошо смазаны.

Правообладатель иллюстрации USAF Image caption Вид сверху на частично разобранные бомбардировщики В-52

Затем с самолетов с соблюдением необходимых мер предосторожности удаляются все взрывоопасные устройства - к примеру, заряды, приводящие в действие механизм катапультирования. После этого все входные отверстия и каналы заклеиваются алюминиевой лентой, а самолет покрывается особой легко удаляемой краской - два слоя черного, а сверху белый, чтобы отражать жгучие лучи солнца и не давать самолету перегреваться.

Самолеты хранятся на разных стадиях сборки - некоторые поддерживаются в состоянии, как можно более близком к рабочему, если ожидается, что им еще придется летать, а некоторые подлежат частичному демонтажу. Среди самолетов “Дэвис-Монтана” есть и снятые с вооружения американские бомбардировщики B-52, которые могут оснащаться ядерным оружием. В соответствии с договорами о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений между СССР и США с бомбардировщиков B-52 следовало демонтировать крылья и хранить их рядом с самолетами, чтобы советские спутники фиксировали их вывод из эксплуатации.

Некоторые машины пускают на запчасти, а лишние летательные аппараты измельчаются и полностью перерабатываются в плавильной печи, размещенной на территории базы.

Всего в “Дэвис-Монтане” около 400 000 единиц оборудования и техники для производства различных авиазапчастей, в том числе - давно законсервированные сборочные линии, с которых некогда сошло большинство списанных сюда воздушных судов. Самолеты, на которых стоят запчасти из колоссальных запасов этой авиабазы, несут службу не только в США, но и по всему миру.

“Пока существуют самолеты, будут нужны и кладбища для военного и гражданского воздушного флота, чтобы остальные машины продолжали летать”, - считает автор нескольких книг об авиации американец Ник Веронико, который бывал и в “Дэвис-Монтане”, и в пустыне Мохаве на юго-западе США, и на других кладбищах самолетов в американских пустынях.

"Я летал на самолетах, которые потом оказались на складе и стали источником запчастей для воздушного флота, - рассказывает Веронико. - Мне довелось наблюдать за тем, как годные детали извлекают из самолета, а потом летать на самолете, на который были установлены эти детали - те самые, которые при мне доставали, хранили и устанавливали”.

Image caption Советский вертолет МИ-6, побывавший в Чернобыле

В России есть кладбища техники, где хранятся некоторые старые советские военные самолеты, которым уже не суждено подняться в небо. На бывшей авиабазе “Воздвиженка”, примерно в 100 километрах к северу от Владивостока, раньше размещались советские сверхзвуковые бомбардировщики. После окончания холодной войны самолеты оказались невостребованными и просто остались стоять, где стояли. Некогда секретная база теперь заброшена, и призрачная эскадрилья привлекает лишь фотографов, которые перелезают через ржавые заборы в поисках эффектных кадров.

Еще одна свалка, оставшаяся с советских времен, находится в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС, откуда после аварии были эвакуированы все жители. Техника, которая использовалась для устранения последствий катастрофы, была загрязнена радиацией, и несколько больших советских вертолетов так и остались ржаветь в поле.

В 2006 году, в 20-ю годовщину аварии на АЭС, редактор фотоотдела BBC News Фил Кумс посетил место катастрофы. “После аварии на Чернобыльской АЭС множество загрязненной техники, которая использовалась для устранения последствий, было помещено в могильники, разбросанные по огромной зоне отчуждения вокруг реактора, - рассказывает он. - Некоторые машины находятся там и по сей день. В самом большом могильнике на месте села Рассоха ржавеют останки вертолетов, пожарных машин, военной и гражданской техники. Свалка занимает огромное пространство, но за прошедшие годы некоторые машины были пущены на запчасти, хотя уровень радиации здесь везде разный, и охотникам за сувенирами лучше все-таки держаться подальше”.

Несмотря на риск радиационного поражения, из многих вертолетов изымают годные детали - скелетообразные останки с каждым годом уменьшаются в размерах.

Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Списанные лайнеры в аэропорту в пустыне Мохаве

В США для гражданских самолетов, чей срок эксплуатации подошел к концу, последним пристанищем служит аэропорт Мохаве, расположенный в пустынной восточной части американского штата Калифорния. Вот уже несколько десятилетий сюда свозят авиалайнеры и держат их в знойной пустыне до переработки на металлолом.

“Когда едешь через калифорнийскую пустыню, свалку самолетов в Мохаве видно издалека, - пишет фотограф Трой Пайва, который часто снимал здесь самолеты в 1990-е и в 2000-е годы, пока эта зона не была закрыта из соображений безопасности. - Кажется, будто длинные ряды выцветших хвостов тянутся до самого горизонта”.

Член Королевского авиационного общества Кит Мэйнард уверяет, что самолет разбирать гораздо проще, чем другую тяжелую транспортную технику. “Не могу сказать, насколько трудоемкий это процесс, но все, что соединено, можно разъединить; кроме того, в самолетах гораздо меньше тяжелых и опасных материалов, чем в кораблях”. Впрочем, поскольку при строительстве современных самолетов используется все меньше металлов, подлежащих переработке, возможно, масштаб свалок в пустынях удастся уменьшить.

“Использование композитных материалов в будущем может затруднить окончательную утилизацию, но существуют специальные отраслевые протоколы, позволяющие решить этот вопрос. Впрочем, склады еще могут пригодиться в качестве мест парковки самолетов в периоды колебаний спроса. На самом деле, по количеству переданных на хранение самолетов иногда можно судить о состоянии экономики, поэтому аналитики отслеживают этот показатель”.

А в “Дэвис-Монтане” длинные ряды самолетов продолжают загорать под солнцем Аризоны. Для большинства пустыня стала своего рода домом престарелых. А некоторые в один прекрасный день могут вновь подняться в небо.