Псковская область. Псковские монастыри Рождество-Богородичный Снетогорский женский монастырь

Во Пскове в Средние века сложилась своя, самобытная и ни на что не похожая архитектурная школа. Отличить псковский храм просто: «московский храм – торт, псковский – сундук». После революций русские белые эмигранты «воссоздавали Русь» в местах их изгнания как раз по «псковской школе» - архитектура напоминала о родине, при этом небогатым общинам беженцев было под силу найти средства на строительство таких – внешне скромных и небольших – церквей. Поэтому "псковские" храмы часто встречаются и заграницей.

Церковь Успения Богородицы на парижском кладбище Сент Женевьев де Буа

Храм построен архитектором Альбертом Бенуа в 1938-1939 годах и освящён через полтора месяца после начала Второй мировой войны. По внешнему виду, пропорциям, внутреннему устройству – это классический псковских храм: небольшой, кубической формы, с одной главой, возвышающейся над восьмискатной кровлей, барабаном главы и апсидами, украшенными бегунцом и поребриком, повторяющим внутреннее членение храма скромным и благородным декором на стенах и отдельно стоящей двухпролётной звонницей. Так неожиданно псковские черты приобрёл храм, находящийся далеко от русских пределов, под сенью которого покоится цвет Зарубежной России.

Здесь лежат писатели Георгий Иванов, Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Владимир Максимов, Дмитрий Мережковский, Николай Оцуп, Борис Поплавский, Алексей Ремизов, Иван Шмелев. Тут семья Игоря Стравинского, вдова реформатора Петра Столыпина Ольга Борисовна, вдова адмирала Колчака Софья Фёдоровна и их сын Ростислав. Здесь же покоятся религиозные философы и писатели Сергий Булгаков, Василий Зеньковский, Антон Карташев, Николай Лосский, Пётр Струве, музыканты, художники артисты: Николай Кедров, Константин Коровин, Иван Мозжухин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Андрей Тарковский, Матильда Кшесинская, Серж Лифарь, Рудольф Нуреев, промышленники и благотворители Рябушинские, князья из Дома Романовых, а также прославленные генералы Николай Головин, Александр Кутепов, Алексей фон Лампе, Зиновий Пешков (Свердлов), Иван Попович-Липовац и Сергей Улагай.

Троицкий кафедральный собор

Часто приходится слышать от гостей, с которыми гуляю по городу: «ну до чего тут всё старинное». Да, храмы возрастом шесть-семь веков тут почти что на каждом шагу. Но главный собор Пскова – один из молодых: он построен «всего» в 1699 году. Впрочем, ныне существующий храм – уже четвёртый на этом месте; в основании его конструкции покоятся остатки предыдущих каменных соборов, построенных в XIV и XII веках. А первоначальный храм Святой Троицы, возведённый на этом месте, по преданию, был построен велением Святой Равноапостольной княгини Ольги, происходившей, как известно, из «Выбутской веси близ Пскова».

Троицкий собор всегда был средоточием жизни города. У его стен собиралось псковское вече времён независимости, тут «сажались на стол» призванные вольным городом князья, сюда приезжал судить и казнить смутьянов Грозный царь (и именно тут лежит смиривший его смелой укоризной псковский юродивый Николка Салос). Отсюда снимали и увозили в ссылку вечевой колокол и пскович, автор летописи, писал о том, что он чувствовал: «не знаем, как только глаза не вытекли со слезами и сердце не оторвалось от корня». Здесь лежат мощи святых князей – покровителей города: Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея.

Храм виден практически отовсюду в городе: он возвышается, как на постаменте на высокой скале при слиянии двух рек. Храм окружён со всех сторон мощной крепостной стеной, кажущейся по сравнению с ним небольшой оградой. Пять глав (привет от Страшего Брата – Москвы) крыты золотом и медью: красиво, особенно, когда ночью подсвеченный снизу собор золотом купола сливается с золотом небесных светил. Но прежде, как правило, купола крыли свинцом (после Второй мировой – трофейным немецким дюралюминием с брошенного врагом аэродрома) – и так, кажется, было ещё лучше: светлые серебряные купола таяли в высоком северном небе Псковщины.

Церковь Богоявления с Запсковья

Одна из кончанских церквей – церковь Богоявления с Запсковья, «столица» Богоявленского конца. Стройный белокаменных храм и массивная звонница стоят на берегу реки Псковы, создавая единый ансамбль. Храм впервые упоминается в 1397 году, а в нынешних формах, вероятнее всего, возведён в конце XV века. Это классическая псковская церковь во всей чистоте и целостности стиля и школы: кубической формы, одноглавая, со скромным декором, она производит огромное впечатление именно благодаря благородству пропорций. В сущности, это некий «средневековый кубизм», не только здание, но большая скульптура. Эстетический эффект достигается через безупречное сочетание простых форм и объёмов: кубов, цилиндров, параллелепипедов.

В конце 1920-х этот храм увидел, возвращаясь из Москвы (где он строил здание Центросоюза на Мясницкой) великий архитектор ХХ века, «отец конструктивизма» Ле Корбюзье. Спустя годы он создал один из своих главных шедевров – часовню Нотр-Дам-Дю-О в Роншане, о которой говорил, что её формы навеяны увиденным когда-то псковским храмом.

Церковь Покрова и Рождества Богородицы От Пролома

Все храмы Пскова имеют имена – не просто по святому или церковному празднику, которому они посвящены, но исторические названия, связанные с окружающей местностью средневекового города или происшедшим в его богатой истории событием. Эти имена звучат как музыка, немного напоминая знаменитые на весь мир названия знаменитых итальянских храмов. Только там Санта Мария Дель Фьоре и Сан Паоло Дель Латерано – а у нас здесь Успение с Жабьей Лавицы, Никола Со Усохи или Козьма и Дамиан С Примостья.

Покровский От Пролома храм выстроен в месте, где кипела жаркая битва во время решительного штурма Пскова армией славного польского короля Стефана Батория в сентябре 1581 года. Тогда в крепостной стене была пробита брешь (Пролом), в которую устремились лучшие королевские рыцари и наёмники. Но взамен каменной стены выросла живая – из защитников города. Сражение кипело весь день, за оружие взялись не только мужчины, но женщины и дети. В решительный момент захватчики дрогнули и бежали: над схваткой на воздухе и они, и псковичи увидели Богородицу, осеняющую своим Покровом русскую крепость. Единодушно это чудо описывают и польские, и русские источники. На месте страшного сражения, у подножия могучей крепостной башни была возведена церковь, под сенью которой в братской могиле покоятся павшие воины.

Этот небольшой, скромный, камерный храм уникален не только историей и именем: он не похож ни на один другой ни во Пскове, ни где бы то ни было. Он как бы состоит из двух церквей-близнецов, «сросшихся» боками и притворами и соединённых галерейкой и звонницей. Внутри всё соразмерно человеку, при этом нет ни намёка на «человеческое, слишком человеческое»: мощь каменных стен и столпов, объёмы сводов, солнечный свет, проникающий через узкие окна-бойницы в куполах – всё это ясно и уверенно говорит о том, что здесь – Дом Божий и усыпальница героев.

Мирожский монастырь

Мирожский монастырь на противоположном берегу реки Великой – возможно, один из старейших во Пскове и Русской церкви. По некоторым данным, он был основан в первой половине XI века, во времена Ярослава Мудрого. Самая древняя сохранившаяся монастырская постройка - храм Преображения Господня, построенный в первой половине XII века. Это – образец и идеал всего последующего развития псковской архитектуры, церковь, возведённая и расписанная греческими мастерами, приглашёнными святым митрополитом Нифонтом. Храм знаменит в первую очередь уникальными фресками – единственным по сохранности комплексом росписей домонгольского времени, памятником византийской живописи, равного которому почти что и нет в мире (разве что на Сицилии есть что-то подобное). О фресках по загадочным причинам забыли спустя несколько сотен лет после написания, уже в московское время, и они были открыты заново в конце XIX века. С тех пор они многократно реставрировались. Славная традиция монастырского иконописания продолжается и ныне: в монастыре действует иконописная школа и мастерская, созданная и некоторое время возглавлявшаяся знаменитым мастером, архимандритом Зиноном (Теодором).

Церковь Рождества Иоанна Предтечи бывшего Ивановского монастыря

Если современный пятиглавый «поздний» Троицкий собор 1699 года – «подарок от Москвы», то эта церковь, выстроенная в начале XII века – «привет от Новгорода». В то время Псков входил в состав новгородских земель, и храм – памятник той эпохе, прекрасный образец новгородской школы: трёхнефный, приземистый, крытый по закомарам, с тремя шлемовидными куполами.

Некогда здесь находился женский монастырь, куда удалялись монашествовать вдовы псковских князей. Из XIII века, эпохи Александра Невского дошла до нас история святой княгини Ефросинии Рогволодовны, в иночестве Евпраксии, ставшей вдовой-монахиней при живом муже – князе Ярославе Владимировиче, отступнике, ушедшем к немецким рыцарям, принявшем там новое имя и веру. Спустя много лет она была выманена в ливонский замок и умерщвлена там сыном бывшего мужа-предателя от новой жены. Мрачная готическая история дополняется трагическими воспоминаниями ХХ века: по рассказам старожилов, в храме в 20-30 годы был устроен гараж НКВД, в котором, как говорят, производились расстрелы невинных людей.

Но светлая сторона сильнее: в храме под спудом почивают десятки мощей святых преподобных настоятельниц монастыря, а стены и иконостас расписаны отцом Андреем (Давыдовым) – одним из самых необычных и талантливых иконописцев современной Русской церкви.

Часовня Воскресения Христова (Царская)

Храм построен в начале нынешнего века, находится на привокзальной площади Пскова, рядом с тем местом, где в марте 1917 года стоял императорский поезд, где последний русский Государь «во имя спасения России, удержания армии и общего спокойствия» принял решение об отречении от Престола Государства Всероссийского, где были записаны им в дневник пророческие слова «кругом измена, и трусость, и обман».

Часовня, увековечившая это событие, построена по проекту архитектора Сергея Кондратьева в 2003 году и была освящена в 85-ю годовщину убийства царской семьи. Автор сознательно отказался от всяких попыток стилизации древней псковской церкви в пользу использования мотивов, сближающих облик часовни с архитектурой вокзала, на перроне которого произошли трагические события отречения и барочными формами Царского Села, куда так стремился Государь Император в марте 1917. Купол покрыт медью, главка и крест выполнены из специального сплава, изготовленного на одном из оборонных заводов Урала, где погибла Императорская Семья.

На закладной доске апсиды – надпись:

«Господи, прими наше покаяние
И утверди на пути воскресения
Родной России и её народа
В духовной силе и правде»

Юрий Стрекаловский

Спасо-Елеазаровский женский монастырь, основанный в 1447 году, известен тем, что хранит в своей обители цареградскую икону Божией Матери - дар константинопольского патриарха.

Изначально это был мужской монастырь, основанный преподобным Евфросином, известным в народе как Елеазар, в честь которого и была названа обитель. Это была возведенная на горе деревянная церковь, ставшая кладбищенской после смерти основателя, а монастырь был построен под горой в виде каменной трехсвятительской церкви и представляет собой образец псковской архитектуры Средних веков.

В начале 16 века монастырь являлся духовным центром Пскова и за свое существование неоднократно подвергался нападениям литовцев и поляков, несколько раз закрывался и полностью был закрыт в 1923 году - до 2000 года, когда был восстановлен как женский.

Он представляет собой белый кубической формы храм, завершающийся шатровым барабаном, увенчанным одной большой и тремя маленькими главками по бокам. Храм также имеет пристроенную невысокую колокольню.

В настоящее время монастырь признан памятником республиканского значения и включает в себя трехсвятительский собор 16 века, братский корпус 20 века и руины каменной ограды.

Снетогорский монастырь

Снетогорский монастырь, который изначально был мужским, построен на Снятной горе на Великой реке. Сейчас этот женский монастырь состоит из храма Рождества Богородицы, трапезного храма Николая Чудотворца, Архиерейского дома, ограды и Святых ворот монастыря.

Доподлинно неизвестна точная дата постройки монастыря, однако несмотря на это он считается одним из старейших монастырей во всем Пскове – первые упоминания о нем датируются еще XIII веком.

Главным храмом монастыря является собор Рождества Пресвятой Богородицы, построенный по образцу Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Фрески храма являются ярчайшим примером псковской художественной школы.

Сейчас в монастыре ежедневно совершается литургия.

Печерский Монастырь

В России есть такие древние сооружения, глядя на которые захватывает дух лишь от осознания того, сколько пережили эти стены, какие исторические личности ходили по его коридорам и все предания оживают в образах, знакомых еще с детства и школы. Такой и Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь. Его история начала свой отсчет уже более 530 лет назад. Именно здесь трагически погиб от меча царя Ивана Грозного игумен Корнилий, при котором монастырь пережил свой расцвет.

Считается, что монастырь был основан в 1473 году, со дня освящения его первого храма. Однако самые ранние упоминания об этом месте относятся к 1392 году. Тогда здесь не было никакого монастыря, но именно тут, у ручья Каменец, охотник Селиша услышал пения монахов-отшельников, приняв их за голоса ангелов.

Место для монастыря, а впоследствии и целой крепости, выбрано нестандартное. Вместо возвышенности, он располагается на дне глубокого оврага, однако это обстоятельство никак не отразилось на оборонительных качествах сооружения.

В шестнадцатом столетии при игумене Корнилии монастырь переживает свой расцвет. Здесь возводятся церкви и храмы, а вокруг монастыря строится внушительная стена с боевыми башнями. По преданию, игумен спросил разрешение на возведение стены у Ивана Грозного, когда царь приезжал в монастырь во время Ливонской войны. Монарх дал свое разрешение, но при условии, что стены уместятся на шкуре быка. Тогда Корнилий изрезал бычью шкуру на множество узких лоскутов и "очертил" ими монастырь, а по ним возвели стены. Возвращаясь с войны в Москву, царь снова приехал в монастырь и был поражен его стенами. Он решил, что Корнилий предал его и затеял измену. Разгневанный монарх, увидев игумена в воротах крепости, не раздумывая достал меч и ссек священнику голову. Мгновенно раскаявшись, он подхватил тело Корнилия и понес его на руках к церкви Успения. Эту тропу затем назвали "Кровавый путь" (в наши дни ее ежегодно выстилают цветочным ковром).

От тех далеких времен остались великолепные памятники: церковь Николы Вратаря (1565), Михайловский собор (1827), Звонница (1523), Благовещенская церковь (1540) с пристроенной к ней в 1870 году Сретенской церковью, ризница (XVII в.), пещерный Успенский собор (в середине XVIII века надстроенный еще одной, Покровской, церковью, и получивший общий с ней фасад в стиле барокко. До сих пор стоят легендарные каменные стены Тайловской, Верхних решеток, Тарарыгиной, Изборской, Благовещенской, Нижних решеток, Никольской, Петровской и Тюремной башен.

В монастыре хранится коляска, оставленная там Анной Иоанновной. Одна из легенд гласит, что коляску Анна Иоанновна была вынуждена бросить в монастыре после того, как спицу колеса обвила змея. Это считалось дурным знаком и ехать на коляске Ее Величество дальше отказалась.

Мирожский монастырь

Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь культурный и духовный исторический центр Псковской земли, который на протяжении несколько сотен лет упрочняет свое влияние и значимость. Монастырь находится на берегу реки Великой, в живописном и уединенном месте. Именно здесь в русской земле формировались основы веры и религиозной традиции первого христианства.

Монастырь находится в месте впадения в Великую речки Мирожи, название которой переводится как "Сети". Издавна эти места были известны своей рыбной ловлей, и первая монашеская община была известна знатными рыбаками. С момента основания обители была так же организованна иконописная школа, в которой заложились традиции Псковской иконописи, оказавшие сильное влияние на церковное искусство.

Сегодня как и в прежние времена обитель является одной из крупнейших и богатейших с точки зрения духовного наследия. Не смотря на то, что в период войн монастырь несколько раз был разграблен и частично разрушен, внешний облик и внутреннее убранство удавалось восстановить. На территории обители находится древнейший монастырский храм – Собор Спаса Преображения. В нем удалось полностью реставрировать комплекс уникальных византийских фресок, для создания которых привлекалось множество заграничных мастеров. Все стены почти на 90% покрыты росписью и фресками, представляя из себя сплошную картину. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери, прозванная "Мирожской Орантой".

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний

Мужской монастырь Петра и Павла на острове Верхний был основан в 1470 году преподобным Досифеем Верхнеостроским. Согласно преданию, когда Досифей прибыл на остров, на нем жили беглые каторжники и разбойники, некоторые из которых позже приняли причастие.

За время своего существования монастырь пережил много событий: разруху в ходе Северной войны, упразднение, в процессе которого его церковь стала приходской, а в 20 веке и вовсе была закрыта и использовалась как склад. И только в 1994 году начались работы по восстановлению и реставрации храма.

Храм представляет собой каменную церковь, выполненную из плиты и кирпича. До наших дней уцелел бесстолпный, одноапсидный четверик с декорированной главкой и вход в подцерковье из алтаря, который был построен в 1862 году вместе с шатровой колокольней и притвором.

Один придел церкви полностью восстановлен и еще два - реставрируются. Здесь же под спудом в церкви покоятся мощи Досифея, спрятанные местными жителями и служителями храма перед его закрытием в начале 20 века.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Cвято-Успенский мужской монастырь славится своей самой главной святыней – иконой Богородицы Одигитрия, которую нашел пастух Тимофей в 1566 году в окрестностях Воронича.

Основали монастырь по приказу Ивана Грозного в 1569 году после чудесного видения Тимофею иконы Божией Матери. Сначала построили Успенский храм, к которому позже пристроили приделы Одигитрии и Покровский. До наших дней сохранились братская трапезная, два сторожевых домика, дом настоятеля, ограда со Святыми и Анастасьевскими вратами.

Православной церкви монастырь возвратили в 1992 году. Сейчас в нем проживают около 25 послушников, которые здесь же занимаются сельским хозяйством. Также в монастыре действует церковная школа. Рядом с Успенским храмом находится некрополь, в котором погребен А. Пушкин.

Псково-Печерский монастырь

Один из самых величественных мужских монастырей в России носит название Свято Успенский Псково-Печерский мужской монастыря и имеет многовековую историю. В 1473 году здесь освятили выкопанную в песке церковь Успения, эта дата и считается датой основания монастыря. Этот монастырь функционировал на протяжении всей своей истории.

В межвоенный период и до 1944 он находился в пределах Эстонии, благодаря этому и сохранился. В 1470 году в пещере поселился монах Иоан, который являлся бывшим священником Георгиевского храма. Он выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, а затем в 1473 году освятил ее. Вокруг храма через некоторое время образовалась обитель.

В наше время этот собор является неизменным святым местом паломничества многих прихожан. В его комплект входят ряд соборов, которые вы сможете посетить и проникнуться атмосферой намоленного места.

Несколько десятков, среди них много сохранившихся, отреставрированных и действующих. Именно этой особенности Пскова будет посвящена сегодняшняя фотопрогулка. А рассказ об остальной части Пскова подготовлю позже, чтобы не перегружать один пост огромным количеством фотографий.

В Пскове есть церкви, построенные в XII-XV веках - во многих других городах России здания этого времени были давно разрушены и не сохранились до наших дней. У древних псковских церквей есть собственный архитектурный стиль: большинство из них побеленные, одноглавые, с характерными пристроенными или отдельно стоящими звонницами. Плотность церквей на душу населения и на единицу площади в центре города поражает воображение, иногда они встречаются каждые 100 метров, если не чаще.

Для этого фоторассказа я отобрал 36 фотографий церквей, случайно встреченных в ходе бессистемной прогулки по городу (на самом деле их намного больше, но обойти их все за короткое время не представляется возможным, даже несмотря на то, что исторический центр Пскова довольно компактен). Итак, в путь!

[ | ]
5. На противоположном (западном) берегу реки Великой рядом с Ольгинским мостом находится церковь Успения у Парома, построенная в 1444 году и перестроенная в 1521. Церковь типичного Псковско-Новгородского стиля: побеленная, одноглавая, с характерной отдельно стоящей звонницей. Единственная в Пскове церковь, где на кресте сидит голубь.

[ | ]
7. Часовня Святой Равноапостольной княгини Ольги Российской рядом с Успенской Пароменской церковью возведена к 2000 году. Традиционное место фотосессий молодожёнов. На заднем плане виден Троицкий собор на противоположном берегу реки Великой.

[ | ]
8. Но мы возвращаемся на восточный берег Великой, потому что большинство старинных псковских церквей расположено именно там. В 300 метрах к юго-востоку от Ольгинского моста находится Церковь Михаила и Гавриила Архангелов со Городца с шатровой колокольней над воротами. От самой церкви, построенной в 1339 году, виден только купол, а колокольня с воротами на переднем плане была построена позже - в XVII веке. У этой церкви особое украшение барабана: если обычно это традиционные псковские скромные рисунки, то здесь барабан украшен изразцами.

[ | ]
9. В 250 метрах к востоку от Крома и Троицкого собора на улице Леона Поземского рядом с мостом через реку Пскову стоит церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, построенная в 1463 году на месте старинного деревянного храма. В XX веке здание церкви долгое время было в запустении и использовалось не по назначению, но с 2008 года церковь вновь стала действующей.

[ | ]
10. В 250 метрах к северу от Козьмодамианской церкви находится церковь Ильи Пророка-Мокрого. Она была построена намного позже больинства псковских церквей - в 1677 году, а колокольня была пристроена в XIX веке, поэтому её архитектурный стиль существенно отличается от традиционного псковского стиля.

[ | ]
11. В 400 метрах к северо-северо-западу от «Ильи-Мокрого» на пересечении улицы Леона Поземского с улицей со звучным названием Набат стоит церковь Воскресения Христова со Стадища. В летописях эта церковь впервые упоминается в 1532 году, но с тех пор она неоднократно перестраивалась.

[ | ]
12. Затем мы прогулялись по улице Леона Поземского до старой псковской городской стены. Рядом с бывшими воротами и руинами Варлаамской захабной башни (примерно 200 метров от предыдущей фотографии) расположилась церковь Варлаама Хутынского на Званице.

[ | ]
14. Удаляться дальше от центра города мы не стали и пошли обратно на восток в сторону реки Псковы. В 200 метрах к северо-востоку от «Ильи-Мокрого» находится Церковь Спаса Нерукотворного образа с Жабьей Лавицы («Жабья лавица» - название небольшого болота, рядом с которым построена церковь), впервые упоминающаяся в 1487 году, но перестроенная в середине XIX века. Здание долгое время было в полуразрушенном состоянии, но в 2000-е годы было передано Церкви и в настоящее время восстанавливается.

[ | ]
15. В 300 метрах к востоку от церкви Козьмы и Дамиана с Примостья (и в 500 метрах от предыдущей фотографии) на пригорке рядом с живописным пешеходным мостом через реку Пскову возвышается трёхглавая церковь Богоявления с Запсковья, построенная в 1496 году.

[ | ]
17. В 500 метрах к востоку от Богоявленской церкви на красивом холме на берегу Псковы рядом с Гремячей башней находится церковь Козьмы и Дамиана с Гремячей горы - одна из старейших сохранившихся псковских церквей, построенная в 1383 году. Раньше она была частью Гремяцкого монастыря, упразднённого в XVIII веке. Снимок сделан из Финского парка Куопио на противоположном берегу Псковы. (Да, кстати, нужно будет как-нибудь опубликовать оставшиеся фотографии Куопио, залежавшиеся у меня уже на 4.5 года.)

[ | ]
21. На той же улице Карла Маркса рядом с рынком на территории бывшей автостанции находится Церковь Петра и Павла с Буя (1540 год). Буем называлось обнесённое оградой место при церкви, обычно кладбище.

[ | ]
22. После прогулки по берегам реки Псковы мы вернулись в центральный район Пскова и пошли гулять вдоль Октябрьского проспекта и Советской улицы (на самом деле это было уже на следующий день, более пасмурный). Церковь Николы со Усохи (т.е. святого угодника Николая, Мирликийского Чудотворца) находится вблизи развилки этих улиц у Октябрьской площади. Первая версия церкви была построена в 1371 году, нынешний вариант был построен на её месте в 1531 и частично перестроен в XVII и XIX веках. Эта церковь на несколько метров ушла вниз; когда находишься внутри, то она кажется более внушительной, чем снаружи.

[ | ]
26. Церковь Успения с Полонища построена на месте бывшего Успенского монастыря на Георгиевской улице недалеко от Советской. В этой части прогулки мы уже торопились и пройдя 400 метров с предыдущей фотографии, наверное, пропустили несколько церквей.