Испанские архитекторы. Архитектура Испании: характеристика стилей и знаменитые сооружения

Строгие готические соборы, роскошные постройки эпохи Ренессанса и Барокко… Во многих городах широко представлен каталонский модерн. В частности, это неповторимые творения гениального Антонио Гауди-и-Корнета, в которых переплетаются сразу несколько архитектурных стилей - от романского до платереско: вспомните хотя бы церковь Сограда-де-Фамилия в Барселоне.

В архитектурном облике крепостей и замков, церквей и соборов, всевозможных исторических зданий и жилых домов, которые расположены в старинных городах, объявленных ЮНЕСКО Достоянием Человечества, отражаются самые разные, порой, весьма необычные варианты творческого самовыражения их создателей.

Древнеримская архитектура хорошо представлена в Таррагоне. Это первый римский город на испанской земле, древняя столица Каталонии, второй по значению порт. Здесь сохранились крепостная стена III в. до н.э., амфитеатр для гладиаторских боев, цирк, арка Бера, остатки башни Сципиона, христианский Некрополь, акведук Чертов мост и кафедральный собор Santa Maria.

В своих строениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь и величие империи. Для их сооружений характерны монументальность, пышная отделка зданий, множество украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным сторонам архитектуры , к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. Позже, в Средние века появился Романский стиль - пра- пра- (и так далее) правнук древнеримской архитектуры .

Ренессанс или Возрождение (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи - XIV-XVI вв.

Характерная черта этой эпохи - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры . Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястров и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходят полукруглые арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.

В каждом из тринадцати городов ЮНЕСКО есть знания, выстроенные в стиле ренессанс. В Алькале де Энарес, например, это - некоторые части крепостной стены, монастыри Мадре-де-Дьос и Сан-Бернардо, дом-музей Мигеля Сервантеса, старейший открытый театр и другие.

Мудехар - особая форма зодчества, сложившаяся в результате смешения мавританских форм с композиционными приёмами готики и ренессанса. В XV и XVI вв. этот стиль создали Мудехары (исп. Mudéjar, от арабского «мудаджан» - прирученный, домашний) - мусульманский народ, который оставался на территории Пиренейского полуострова, отвоёванного испанскими государствами в ходе Реконкисты. Первоначально Мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. С падением в 1492 г. эмирата Гранады их насильственно стали обращать в христианство: с этого времени они известны как мориски.

Для построек стиля Мудехар характерны узорчатая кирпичная кладка, подковообразные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане звезду, потолки артесонадо (деревянные наборные потолки с кессонами, часто украшенные резьбой и росписью), богатый декор из цветных изразцов и резьбы по алебастру и стуку. Один из главнейших памятников этого стиля - башни с кирпичными бордюрами, которые находятся на самой знаменитой в Испании гранитной крепостной стене Авилы.

Готический стиль возник между романским и ренессансным периодами и охватил почти все области средневековой культуры . Он зародился на севере Франции и позже распространился на территорию Испании и других стран Европы XII -XV вв.

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII в. Ее развитие было неравномерным в связи с территориальной раздробленностью страны , влиянием отдельных региональных традиций и воздействием арабского искусства. В основном стиль проявился в храмовом зодчестве, светская же архитектура сохраняла верность мавританской традиции. Ряд готических приемов привнесли цистерцианцы (католический монашеский орден): форма ребер свода, арок и использование стрельчатых арок, Была и мавританская трактовка готики, в которой своды опираются на крестообразно расположенные арки, между ними размещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, расположенном на месте мечети, колокольней служит бывший минарет.

Собор Авилы в архитектуре восточного фасада содержит элементы, восходящие, скорее всего к французской готике. Собор в Куэнке также имеет ярко выраженный готический характер: лепнина, высокие шестиугольные своды, лиственный орнамент на капителях. Одной из первых испанских церквей, повторяющих архитектуру готических соборов Франции, стал собор Толедо (1226 г.).

Уже позже стал складываться самостоятельный вид испанской готики, главное отличие которого от классического европейского - преломление стилем исабелино традиций мавританской архитектуры и стиля мудехар с использованием базы достижений поздней готики. Исабелино (исп. Gótico isabelino, «изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») - направление готической архитектуры , возникшее в Испании в XV-XVI вв., во времена правления королевы Изабеллы Кастильской (1474-1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»). Яркие примеры этого стиля - монастыри Сан Хуан де лос Рейес в Толедо и Сан-Томе в Авиле.

Платереско. В конце XV в., появился сугубо испанский архитектурный стиль, который впитал в себя французскую готику, итальянское Возрождение, всевозможные мавританские орнаменты и отличался исключительно нарядной каменной резьбой. Он получил название «платереско» (ювелирный), и отличается множеством тончайших архитектурных узоров, крайне детализированных по формам и имеющих плоскостный, ковровый характер.

Не затрагивая конструкции зданий в целом, декор платереско первоначально накладывался на позднеготические, а позднее - и на ренессансные формы. В раннем платереско совмещены мотивы готики и мудехара; в поздний платереско (начиная с первой половины XVI в.) входит много орнаментальных мотивов итальянского ренессанса (гирлянды, медальоны…), а также ордерных элементов, которые вносят упорядоченность, но не нарушают общего впечатления живописности.

Мастера платереско создавали огромные каменные картины на стенах. В стиле платереско делали и предметы прикладного искусства. Наиболее сохранившиеся из них - золотые дарохранительницы для религиозных реликвий в форме башенок, которые можно увидеть в соборах Сантьяго-де-Компостела, Севильи и Толедо. Их создали представители семьи Гарфе.

Барокко (итал. barocco - «странный», «причудливый»; порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы»; есть и другие варианты происхождения этого слова) - характеристика европейской культуры XVII—XVIII вв. Барокко как архитектурный стиль широко использовался Контрреформацией в храмовом зодчестве и выделялся особой пышностью. Однако он получил распространение в странах не только католических, но и протестантских и православных. Барокко отличают масштабные колоннады, изобилие скульптур на фасадах и в интерьерах, волюты (кованые элементы орнамента), большое число раскреповок (небольших выступов или изломом линии фасада), лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры, сложные купола (часто многоярусные), а также теламоны (атланты), кариатиды и маскароны.

В испанской архитектуре барокко имел свою интерпретацию. Стиль чурригереско названный по имени испанского архитектора Хосе Бенито де Чурригера и его братьев, проявлялся в декоративном оформлении фасадов и интерьеров и представлял собой развитие принципов барокко в духе повышенной эмоциональности, причудливых архитектурных форм, дробных и хаотичных элементах пластического декора. В Саламанке, например, недалеко от университета рядом стоят два, связанных между собой храма: Новый собор (Кафедраль Нуэва) и Старый собор (Кафедраль Бьеха). В их строительстве принимали участие сами братья Чурригера.

Использовались материалы из Большой советской энциклопедии, Википедии, журнала «Турбизнес».
Александра ХМЕЛЕВА

Благодаря ее насыщенной истории, сохранилось множество интереснейших архитектурных памятников разных эпох. Архитектурное наследие Испании представлено великолепными памятниками, привлекающими в страну множество туристов. Смешение культур и стилей позволило сформировать интересные комбинации элементов, а столкновение востока и запада привело к образованию собственного, уникального для Испании стиля .

Первобытная Испания

Чтобы увидеть следы первобытной Испании, советуем посетить:

  • пещеры Альтамира в Кантабрии ;
  • пещеры близ Рибадесельи в Астурии ;
  • пещеры в Нерхе в ;
  • дольмены в Антекере ;
  • мегалиты племени гуанчей на Канарских островах .

Римская Испания


Римский акведук в Сеговии

Памятники римской эпохи можно увидеть в большинстве городов Испании, почти в каждом музее хранятся римские статуи, надгробия. Самые интересные следы римского владычества:

  • акведук в Сеговии ;
  • театр в Мериде ;
  • арки, акведук и амфитеатр в ;
  • римское кладбище в Кармоне ;
  • раскопки города Италика под .

Вестготская Испания


Вестготская церковь S. Pedro de la Nave. Zamora

Немногочисленные сохранившиеся следы вестготской культуры можно увидеть:

  • в музее вестготского искусства в Мериде ;
  • в вестготской церкви Баньоса-де-Серрато под .

Арабская Испания


Гранада

Памятники эпохи мавров в характерном разбросаны по многим городам южной и восточной Испании, самые известные памятники арабской архитектуры сосредоточены в . Среди них наиболее интересны:

  • Альгамбра и сады Хенералифе в ;
  • Арабские крепости () в Малага , , ;
  • раскопки города около .

Романская Испания


Романские фрески в базилике Сан-Исидро, в Леоне

Чтобы познакомиться с романской архитектурой, следует посетить:

  • Сеговию (более 15 романских церквей);
  • Леон (базилика Сан-Исидро, фрески которой считаются лучшими в романском искусстве Испании);
  • Авилу (около 10 романских церквей);
  • Сантьяго-де-Компостела (дворец Хелмиреса);
  • монастырь Санто-Доминго-де-Силос под Бургосом .

Готическая Испания

Готический кафедральный собор в Барселоне

Готический стиль родился во , и потому многие испанские сооружения строились по французским образцам. По указу Фердинанда Кастильского были построены два главных готических собора Испании - в Бургосе (строительство началось в 1221 г.) и в (начат в 1227 г.); чуть позже, в 1250-х гг., началось возведение Леонского собора. Лучшие готические соборы Испании можно увидеть в городах:

  • Леоне ;
  • Бургосе ;
  • Памплоне ;
  • Пальме .

Испания эпохи Ренессанса


Кафедральный собор и Plaza de Santa María в городе Baeza (Испания)

Испания с точки зрения зодчества и градостроительства представляет собой яркий пример смешения стилей, традиций, культурных особенностей. Сложно сказать, что очаровывает здесь больше, – современность или исторические памятники. Понятно лишь, что представить одно без другого просто невозможно. Архитектура Испании настолько гармонична и уникальна, что осознать это можно, лишь однажды приехав сюда.

Исторические предпосылки

На формирование внешнего облика этой страны в разные эпохи влияло ее географическое расположение, которое способствовало многочисленным завоевательным войнам. Сменявшие друг друга правители и народы неизменно оставляли свой след в обустройстве городов. Начало было положено в период зарождения иберийской культуры, затем пришли римляне, арабы, и только потом свое правление установили испанцы.

Сегодня эта страна стала симбиозом архитектурных традиций древнеримской эпохи, мавританской, непосредственно испанской и современного времени.

Архитектуру Испании можно охарактеризовать такими тезисами:

  • в ней нашло отражение влияние многочисленных войн;
  • смешение стилей, как в рамках городов, так и в пределах одного архитектурного сооружения. Примером может служить Саграда Фамилия, которая объединила в себе романские черты и каталонский модерн;
  • огромное количество исторических объектов занесены в список наследия ЮНЕСКО;
  • практически каждый населенный пункт Испании может похвастаться древними памятниками архитектуры.

Еще большим числом реликвий, сохранившихся с былых времен, на сегодняшний день обладает разве что Италия, которая занимает в этом списке первое место.

Архитектура римского периода

Испанская архитектура в период древнеримского правления отличалась величественными и весьма мощными сооружениями. Все здесь возводилось с целью подчеркнуть силу и превосходство империи над другими государствами. Особенно примечательной в этом плане является Таррагона – древнейшая столица и первый римский населенный пункт на полуострове.

Самым старым ее сооружением считается крепостная стена, сохранившаяся с III века доисторической эпохи. Сюда же можно отнести цирк, амфитеатр, в котором проходили бои гладиаторов, акведук Чертов мост, кафедральный собор Санта Мария.

Основными чертами строений этого периода можно назвать:

  • монументальность;
  • строгую симметрию;
  • стремление к созданию зданий, которые носили утилитарный характер и служили скорее для удовлетворения нужд римлян, чем для возвеличивания нации;
  • большое количество украшений;
  • пышная отделка внутреннего интерьера;

Для зданий той эпохи характерно наличие многочисленных арок, куполов, сводов, колонн.

Мавританское наследие

Мавританская архитектура Испании переносит нас в сказочный мир, который стал воплощением нереальности происходящего и воздушности конструкций. Отличительными чертами арабского градостроительства являлись:

  • восточный орнамент;
  • использование в качестве украшения букв арабского алфавита (изображать фигуры людей было запрещено религией);
  • купола и арки.

Узнать мавританский дворец можно по садам и паркам. Учитывая трепетное отношение этого народа, выросшего в пустыне, к воде, его сооружениям сопутствует многообразие фонтанов, прудов и внутренних двориков, которые располагают к созерцанию, неспешному образу жизни и наслаждению красотой природы. Дворцам арабской архитектуры была свойственна удивительная утонченность и роскошь.

Чтобы составить впечатление о периоде правления мавров в Испании, непременно нужно посетить:

  • Толедо – дворец Алькасар;
  • Кордова – мечеть Мескита;
  • Севилья – минарет Харильда.

Период расцвета этого направления на VIII-XI века.

Архитектура в Испании XI-XIII века отмечена новыми веяниеми в сооружении различных зданий. Во многом влияние на этот этап оказала Реконкиста – борьба с арабским засильем на испанских землях. Значимым моментом в этот период становится влияние церкви на все сферы жизни, в том числе и на зодчество.

Характерным для романской эпохи стало строительство неприступных крепостей и зданий религиозной направленности. Внешний вид построек становится довольно суровым, но в то же время не теряет живописности. В качестве строительных материалов используются камни, украшением служит витиеватая лепнина, защитой – неприступные зубцы и многочисленные сторожевые башни.

Готика

Переход из XIII века в век XIV стал началом нового веяния в архитектурном искусстве, которое получило название «готика». Создателями ее считаются монахи-цистерцианцы, основными жизненными принципами которых были аскеза и духовное совершенствование.

Специалисты выделяют такие черты этого направления:

  • стрельчатые своды;
  • капеллы;
  • рост здания в ширину;
  • гладкие стены с расплывчатым орнаментом.

Примерами этого стиля может служить церковь Санта-Мария-дель-Мар (Барселона), Кафедральный собор (Леон), монастырь Сан-Томе (Авила).

Возрождение

Период Возрождения, последовавший сразу за Средневековьем, внес свои изменения во внешнее убранство испанских городов. По времени он совпал с XIV-XVI веками и, судя по названию, означал возврат к античным ценностям и формам.

Архитекторы Испании вновь обратили свой взгляд к римским постройкам и реанимировали главные постулаты их инженерных конструкций — строгую геометрию, симметрию, пропорции.

Сложная композиция средневековых зданий была разбавлена стройными рядами колонн, пилястров, арок. Все 13 городов, которые значатся в списке ЮНЕСКО, сохранили свидетельства этой эпохи. Например, дом-музей Сервантеса в Алькале или монастырь Сан-Бернардо.

Испанский стиль в архитектуре имеет и свое специфическое направление, которое возникло в результате слияния особенностей арабского стиля, Ренессанса и готики. Его распространение совпало с XV-XVI веками. Авторство принадлежит мусульманам, которые продолжали населять Пиренейский полуостров после завоевания испанцами. Первое время они еще обладали правом вести образ жизни, присущий этому народу, исповедовать свою религию.

Падение в XV веке Гранады привело к насильственному обращению мусульман в христианскую веру. Данные исторические события не могли не отразиться и на архитектуре городов. Зданиям, построенным в этой стилистике, присуща кирпичная кладка, арки в виде подковы, сводчатые перекрытия, наборные потолки из дерева, роскошный декор. Ярким примеров мудехара является крепостная стена Авилы.

В переводе с итальянского этот термин обозначает «причудливый», «странный». По времени расцвет этого стиля пришелся на XVII-XVIII века. Отличительной чертой его является чрезвычайная пышность убранства и архитектурных форм. Для него характерны массивные колоннады, скульптуры, украшающие фасады, сложные купола.

Испанское барокко было наделено особенными чертами, которые во многом сформировались благодаря творчеству Хосе Бенито-де-Чурригера. Приметами его зодчества стали причудливые формы, хаотичные элементы декора. Ярчайшим примером барочного стиля стал Старый и Новый собор в Саламанке.

Современность

Особое внимание общественности сегодняшний облик испанских городов стал завоевывать всего 20 лет назад. Благодаря таким городам, как Бильбао и Валенсия, мир увидел, что и сегодня этой стране есть чем гордиться.

Башня Агбар, которая является самым узнаваемым зданием в Барселоне, была открыта в 2005 году в качестве символа XXI столетия. Высота сооружения достигает 145 метров, автором проекта стал француз Жан Нувель.

Еще одной достопримечательностью сегодняшней эпохи является Город науки и искусств в Валенсии. Его строительство было осуществлено благодаря архитектору Сантьяго Калатраве, который был вдохновлен французским парком Futuroscope и построил огромный развлекательный центр в Валенсии. Общая площадь постройки – 350 тысяч квадратных метров, на которых расположились семь павильонов, посвященных различным отраслям искусства.

Современная архитектура Испании – это еще и музей Гуггенхайма в Бильбао. Для его строительства было использовано сложнейшее программное обеспечение, которое больше свойственно аэрокосмической сфере.

Безусловно, облик сегодняшней Испании продолжает меняться, пополняясь все новыми и новыми свидетельствами прогресса человеческих возможностей, но представить эту страну без памятников старины так же невозможно, как и Европу без самой Испании.

Самым выдающимся испанским архитектором XIX-XX веков по праву можно назвать Антонио Гауди.

Мастер является создателем своего неповторимого стиля, основанного на модерне. За свою жизнь Гауди реализовал 18 архитектурных проектов, семь из которых на сегодняшний день включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Наиболее знаменитые его постройки находятся в Барселоне. Дворец Гуэля, Парк Гуэля, Дом Бальо, Дом Мила и работа всей жизни испанца —Искупительный храм Святого Семейства — вот неполный список шедевров Гауди. Кстати, последний не достроен до сих пор! При жизни архитектор потратил на него 40 лет, и по плану строительство храма завершится только в 2026 году.

6 место. Дом Висенс

Дом Висенс — частный жилой дом, который был построен в 1883—1885 годах по заказу дона Мануэля Висенс-и-Монтанера. Здание является первой самостоятельной работой Гауди. Объект расположен в районе Грациа в Барселоне. С 1899 года и по сегодня особняк принадлежит семейству Ховер. Вход внутрь запрещён; полюбоваться зданием можно только снаружи

Дом выполнен в мавританском стиле мудехар. Его фасад декорирован плитками, расписанными вручную.

На плитках изображены желтые бархатцы.

5 место. Дворец Гуэля

Дворец Гуэля — жилой дом, который был построен в 1885—1890 годах по заказу Эусеби Гуэля. Здание выполнено в стиле каталонского модернизма. Объект расположен в районе Раваль в Барселоне. Посетителям стоит обратить особое внимание на террасу на крыше и центральный зал с потолком в виде звёздного неба.

Дворец состоит из четырёх этажей, подвала и крыши с террасой.

Фасад дома весьма строг и практически лишён скульптурного декора. Но, внутри, Гауди создал неповторимый интерьер. (josep salvia i boté)

4 место. Парк Гуэля

Парк Гуэля — парк, который был построен в 1900—1914 годах по заказу Эусеби Гуэля. На территории в 17,18 га расположены три дома. Посетителям стоит обратить особое внимание на фонтан в виде мозаичной Саламандры, «Зал ста колонн», скамью в форме морского змея.

Парк Гуэля входит в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Парк Гуэля.

3 место. Дом Бальо

Дом Бальо — жилой дом, который был перестроен Гауди в 1904—1906 годах по заказу Жозепа Бальо-и-Касановаса. Объект расположен в районе Эшампле в Барселоне. Сам особняк напоминает изогнутую спину дракона, где балконы — черепа, а колонны — кости.

Дом Бальо включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Бальо.

2 место. Дом Мила

Дом Мила — жилой дом, который был построен в 1906-1910 годах по заказу семьи Мила. Объект расположен на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса в Барселоне. Здание имеет три внутренних дворика, террасу на крыше и мансарду

Дом Мила включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Мила.

1 место. Искупительный храм Святого Семейства

Искупительный храм Святого Семейства — один из самых узнаваемых храмов Барселоны и мира — не был достроен самим Гауди, посвятившим ему около 40 лет. Более того, он не достроен до сих пор! Строительство ведётся вот уже 132 года исключительно на частные пожертвования. Согласно данным правительства Испании, полностью достроить церковь удастся не ранее 2026 года.

Искупительный храм Святого Семейства включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

красивое творчество и увлекательное домашнее рукоделие:

Собор в Бургосе — столице средневековой Кастилии.

Испанская готика — период и стиль в архитектуре Испании, имеющий отличия от готики других стран.

Vista de la Catedral de Burgos

К 1250 году в Европе постепенно стал складываться готический стиль в архитектуре. Считается, что первые шаги в этом направлении были сделаны аббатом Сугерия, настоятелем аббатства Сен-Дени под Парижем. Именно при нем церковь аббатства стала перестраиваться. Для начала постараемся разобраться в самом термине "готика".

Впервые он был применен по отношению к искусству в XVI столетии. Этим понятием определяли искусство доренессансное и неитальянское; нечто "варварское". Во времена возрождения готики в XVIII веке термин стал употребляться в отношении всего средневекового искусства вплоть до эпохи итальянского Ренессанса . Уже в XIX веке часть этого искусства назвали романским. Так готическим стали называть искусство, созданное между романским и ренессансным периодами.

Cimborrio de la Catedral de Burgos

Испанская готика начала складываться приблизительно к XIII веку. Ее развитие протекало неравномерно в силу раздробленности королевства и влияния в различных историческим областях местных традиций или воздействия искусства арабов. Стиль проявил себя почти исключительно в храмовом зодчестве, в то время как светская архитектура сохраняла во многом верность диалогу с мавританской традицией.


Puerta de la Coronería de la Catedral de Burgos

В Испании распространение новых архитектурных идей было медленным. Цистерианцы привнесли ряд готических приемов: это проявилось в форме арок и ребер свода, да и в самом использовании стрельчатых арок.

Также свой отпечаток наложили мавританские приемы на трактовку готической системы невюрного каркаса: свод над средокрестием опирается на крестообразно расположенные арки, в пространстве между ними помещается восьмиконечная ажурная звезда. В Севильском соборе, воздвигнутом на месте мечети, кампанилой служит бывший минарет Хиральда; наиболее же ярко воздействие арабского искусства проявилось в кирпичных соборах, возводимых мусульманскими мастерами.

Одно здание XII века, собор Авилы , в своем плане и архитектуре восточного фасада (начат до 1181 года) содержит элементы, восходящие, видимо к французскому Сен-Дени.

Собор в Куэнке (начат около 1200 года) имеет явно готический характер: его основные части оживлены лепными и резными украшениями, высокие своды - шестичастные, а на капителях лиственный орнамент.

Первыми испанскими церквями, которые повторяли масштаб французских готических соборов, стали соборы в Бургосе (начат в 1222 году) и Толедо (начат в 1226 году). Для испанской готики характерны свободные фантазийные отступления от единого конструктивного замысла здания и многочисленные добавления к первоначальному плану в виде множества капелл и пристроек.

Важнейшая особенность памятников испанской готики - это продолжение помещения хора с востока на запад, от апсиды до середины центрального нефа. Хор отделялся высокой декорированной перегородкой, за ней помещалась главная капелла, также огороженная стенкой. В капелле алтарь отгораживался от заалтарного пространства высоким, богато украшенным ретабло. Все это превращало капеллу в самостоятельную церковь внутри собора.

Главный фасад собора и соседний с ним дворец архиепископов

Ретабло Главной капеллы

Городские соборы велики по размерам и, несмотря на пышный декор фасадов, имеют сравнительно небольшие окна. Алтарь и хор освещались через окна больших ажурных фонарных башен, особенно богато украшавшихся в эпоху поздней готики (собор в Бургосе). В отличие от французских соборов, пронизанных светом, в испанских господствует полумрак. Однако собор в Леоне (1205-1288 годы) чуть ли не единственный, где стены почти целиком заняты большими окнами с витражами.

Санта-Мария-дель-Мар — церковь Святой Марии на море— готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям.


Первое упоминание церкви Святой Марии на море относится к 998 году. Возведению современного храма способствовал каноник Бернат Льуль (кат. Bernat Llull), который в 1324 году был назначен архидеканом церкви. Строительство началось 25 марта 1329 года, первый камень в фундамент церкви заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись на латинском и каталанском языках на фасаде церкви.



Помощь в строительстве церкви оказали все гильдии Риберы. Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В 1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство было закончено 3 ноября 1383 года, а уже 15 августа в церкви прошла первая месса. Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году.

9 марта 1923 года папа Пий XI присвоил церкви Санта-Мария-дель-Мар звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor).
Картины и барочный алтарь были уничтожены пожаром в 1936 году



Испанская готика имеет отличительные черты. Во-первых, влияние мавританского искусства. Во-вторых, для неё характерны многообразие, несмотря на общие черты. В период 12-13 веков происходила борьба за возврат власти с маврами (Реконкиста). До этого, в 11 в., в Испании господствовал романский стиль, а ему предшествовал астурийский (протороманский) стиль. Готика распространялась по Испании неравномерно. В Кастилии произведения готики появились уже в 13 в., в Каталонии — в 14-15 вв., а в Андалусию она проникла только во 2-й половине 15 в.

В тот период в Испании работало много мавританских мастеров (мудехаров), по их имени назван и стиль, мудехар. Конечно, они использовали мавританские мотивы в украшении зданий. Стиль готики в Испании выразился в основном в строительстве соборов, и очень мало — в архитектуре замков и общественных зданий.


В отличие от французской готики испанская имеет ещё одну особенность. Это нарушение конструктивной логики здания, часто задуманные в соответствии с французскими образцами, здания оставались недостроенными. После они достраивались и перестраивались, без конкретного плана и обрастали всякими капеллами и сакристиями. Здания теряли вертикальную устремлённость.

Отличалось от французского и внутреннее убранство соборов. В условиях жаркого климата делались узкие окна, и внутри царил полумрак. Там, где обычно в соборах был хор, здесь размещали капеллу, обнесенную стеной. Сзади размещался алтарь и ретабло (заалтарный образ).


Интерьер шёлковой биржи в Валенсии, Каталония (XV век).

В Каталонии сложился свой вариант готики. Сооружения в Каталонии отличаются большей пространственной свободой, широтой плана, преобладанием спокойных горизонтальных линий. Вместо острых готических крыш — плоские покрытия по уступам. Аркбутаны и контрфорсы не выступают наружу, а часто спрятаны внутрь.

Последовательность готических стилей в Испании
Определением стилей в испанской готической архитектуры заключаются в следующем. Даты являются приблизительными.

Ранняя готика (12 век)
Высокая готика (13 век)
Мудехар (13-15 век)

Мудехар (прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.
Левантино (14 век)
Flamboyant / поздняя готика (15 век)
Исабелино (15 века)

Стиль исабелино («изабеллина готика», el gótico Reyes Católicos, «готика Католических королей») — направление готической архитектуры, возникшее в Испании в к. XV—нач. XVI вв., в правление королевы Изабеллы Кастильской (1474—1505) и её супруга Фердинанда Арагонского («Католических королей»).

Собор в Леоне

начат в 1303), близок французским соборам.

Собор Санта-Мария-де-Леон — католический кафедральный собор в городе Леоне (Кастилия и Леон).

Современный Леонский собор был сооружён в 1205—1301 годах в готическом стиле. Ранее на этом месте во II веке были расположены римские термы, а в начале X века король король Галисии и Леона Ордоньо II построил дворец. Однако, после одной побед над маврами он построил собор в романском стиле, в котором был позже похоронен. Позже на этом месте был построен второй собор, также в романском стиле, который был освящён в 1073 году, и где в 1135 году Альфонсо VII был коронован Императором всей Испании.


Сегодня собор является одной из известных церквей севера Испании и ярким примером испанской готической архитектуры. Витражи XIII—XIV веков имеют площадь около 1800 м². Внутри собора расположено множество старых скульптур. Снаружи здания украшают многочисленные уцелевшие горгульи, грифоны и химеры. Фасад собора имеет две башни, одна из них, южная, часовая. Собор содержит некоторые элементы барокко и неоклассицизма, внесённые в XVI—XVIII веках.

Построенное более 700 лет здание проявляет признаки разрушения, так как песчаник относительно непрочный материал.




Собор в Севилье, 16 век.


Построен в 1401—1519 годах на месте бывшей мечети, оставшейся после Реконкисты. Имеет длину около 116 м и ширину 76 м. Собор состоит из пяти боковых приделов, большой основной капеллы с пламенеющим сводом, возвышающимся на 56 м над трансептом (поперечным нефом).

Обычно утверждают, что капитул в 1401 г. решил «построить настолько хорошую церковь, чтобы её никогда нельзя было превзойти. Пусть потомки восторгаются ею после завершения и скажут, что те, кто осмелился задумать эту работу, были сумасшедшими».

Apóstolos - Puerta de la Concepción

В мрачной тени собора хранится немало реликвий и сокровищ, в том числе картины Мурильо, Веласкеса, де Сурбарана и Гойи. Говорят, что крест собора сделан из первого золота, привезённого Колумбом из Америки, а в соборе, как утверждают, захоронены останки мореплавателя.


Свинцовая гробница Колумба в 1544 году была перевезена из Севильи в кафедральный собор Санто-Доминго. Считается, что в 1795 году его останки были перенесены в Гавану, а сто лет спустя — из Гаваны в Севилью. Но где-то по дороге всё перепуталось, и теперь принято считать, что останки в Севильском соборе принадлежат сыну Колумба — Диего.

Рядом находится так называемая Хиральда — колокольня высотой 114 метров с богатыми узорами и орнаментами, вместившая 22 гармонично настроенных колокола. Была построена как минарет в 1196 году Абу Юсуфом Якубом, высота её составляла 82 метра. 32-метровую надстройку добавили в 1568 году.


Главным органистом собора в XVIII веке являлся композитор Мануэль Бласко де Небра.

Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне (1298-1420 год)


Собор Святого Креста и Святой Евлалии — кафедральный собор в Барселоне. Также известен как Собор Святой Евлалии или просто Барселонский собор. Посвящён Святому Кресту и Святой Евлалии Барселонской, одной из покровительниц города. Расположен в Готическом квартале.

Crypt of Santa Eulalia in Cathedral of Santa Eulalia,

Именно данный собор, а не, вопреки распространённому мнению, Саграда-Фамилия, является резиденцией архиепископа Барселонского и главным собором Барселоны.

Строительство продолжалось с 1298 года по 1420 год над криптой бывшей вестготской часовни.




Собор построен в готическом стиле, позже были внесены элементы неоготики.

Внутри собора расположен внутренний дворик, открытый для посетителей. Здесь в одной из часовен живут белые гуси.

Белизна птиц символизирует чистоту Святой Евлалии.Евлалии было всего 13лет, когда она приняла мученическую смерть от рук язычников, потому и гусей тут ровно тринадцать.

В другой части собора расположен алтарь, посвящённый Святому Северу, современнику Святой Евлалии, также убитого гонителями христиан.

Размеры здания собора — 93 м на 40 м. Высота восьмиугольной часовой башни около 50 м, а высота шпиля центральной башни — 70 метров


12 августа 1867 года папа Пий IX присвоил собору звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor)

Хотя Барселонский собор является католическим, 9 декабря 2006 года был совершён православный молебен перед мощами Святой Евлалии, которая почитается и в православии

Подводя итоги культовому строительству Кастилии (сюда условно включены и развивавшиеся под ее влиянием южные области), следует подчеркнуть, что несмотря на копирование в ряде случае французских образцов, здесь продолжалась ассимиляция восточной и европейской архитектурной традиции.
В результату были созданы сооружения, характеризующиеся определенной самобытностью объемно-пространственной композиции (хор и капелла майор в центре главного нефа, симборио, плоские крыши, колокольни у бокового или на западном фасаде, неразвитость контрфорсов, небольшие окна и массивные стены, приземистые пропорции), определяющие своеобразие не только облика, но и образного строя кастильской готики, ее суровый воинственный и грозный дух.

Литература

http://arhistroika.ru/
Всеобщая история искусств. Редакторы — Ю. Д. Колпинский, Е. И. Ротенберг, М.:"Искусство", 1962.