Что открыл элькано. Элькано - биография путешественника

28 ноября 1520 года оставшиеся три корабля вышли из пролива и в марте 1521 года после беспримерно трудного перехода через Тихий океан подошли к островам, позднее получившим название Марианских.

В том же месяце Магеллан открыл Филиппинские острова, а 27 апреля 1521 года погиб в стычке с местными жителями на острове Матан. Элькано, пораженный цингой, в этой стычке не участвовал.

После гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Дуарте Барбоза и Хуан Серрано. Во главе небольшого отряда они отправились на берег к радже Себу и были коварно перебиты. Судьба снова - уже в который раз - пощадила Элькано.

Начальником флотилии стал Карвалыо. Но на трех кораблях осталось всего 115 человек; среди них много больных. Поэтому "Консепсьон" сожгли в проливе между островами Себу и Бохоль; а команда его перешла на другие два судна - "Викторию" и "Тринидад".

Оба судна еще долго блуждали между островами, пока, наконец, 8 ноября 1521 года не бросили якорь у острова Тидоре, одного из "островов Пряностей" - Молуккских островов. Затем вообще было решено продолжать плавание на одном корабле - "Виктории", капитаном которого незадолго до этого стал Элькано, а "Тринидад" оставить на Молукках.

И Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с изголодавшейся командой через Индийский океан и вдоль берегов Африки. Треть команды погибла, около трети было задержано португальцами, но все же "Виктория" 8 сентября 1522 года вошла в устье Гвадалквивира. Это был беспримерный, неслыханный в истории мореплавания переход. Современники писали, что Элькано превзошел царя Соломона, аргонавтов и хитроумного Одиссея. Первое в истории кругосветное плавание было эавершено!

Король пожаловал мореплавателю годовую пенсию в 500 золотых дукатов и возвел Элькано в рыцари. Герб, присвоенный Элькано (с тех пор уже дель Кано), увековечивал его плавание. На гербе были изображены две палочки корицы, обрамленные мускатным орехом и гвоздикой, золотой замок, увенчанный шлемом. Над шлемом - земной шар с латинской надписью: "Ты первый обогнул меня".

И наконец, специальным указом король объявил Элькано прощение за продажу корабля иностранцу. Но если наградить и простить отважного капитана было довольно просто, то разрешить все спорные вопросы, связанные с судьбой Молуккских островов, оказалось посложней. Долго заседал испано-португальский конгресс, но так и не смог "поделить" между двумя могущественными державами острова, находящиеся на той стороне "земного яблока". И испанское правительство решило не задерживать отправку второй экспедиции на Молукки.

Прощай Ла-Корунья
Лa-Корунья считалась самым безопасным в Испании портом, в котором "могли бы разместиться все флоты мира". Значение города еще более возросло, когда сюда была временно переведена из Севильи Палата по делам Индий. Эта палата разрабатывала планы новой экспедиции к Молуккам, чтобы окончательно утвердить испанское господство на этих островах.

Элькано прибыл в Ла-Корунью полный радужных надежд - он уже видел себя адмиралом армады - и занялся снаряжением флотилии. Однако Карл I назначил командующим не Элькано, а некоего Хофре де Лоайса, участника многих морских сражений, но совершенно незнакомого с навигацией.

Самолюбие Элькано было глубоко уязвлено. Вдобавок из королевской канцелярии пришел "высочайший отказ" на прошение Элькано о выплате пожалованной ему ежегодной пенсии в 500 золотых дукатов: король распорядился выплатить эту сумму лишь после возвращения из экспедиции.

Так Элькано испытал на себе традиционную неблагодарность испанской короны к прославленным мореплавателям. Перед отплытием Элькано посетил родную Гетарию, где ему, прославленному моряку, без труда удалось завербовать на свои корабли много добровольцев: с человеком, обошедшим "земное яблоко", не пропадешь и у дьявола в пасти - рассуждала портовая братия.

В начале лета 1525 года Элькано привел свои четыре судна в Ла-Корунью и был назначен кормчим и заместителем командующего флотилией. Всего флотилия насчитывала семь кораблей и 450 человек команды. Португальцев в этой экспедиции не было.

Последнюю ночь перед отплытием флотилии в Ла-Корунье было очень оживленно и торжественно. В полночь на горе Геркулеса, на месте развалин римского маяка, зажгли огромный костер. Город прощался с моряками. Крики горожан, угощавших матросов вином из кожаных бутылок, рыданья женщин и гимны паломников смешивались со звуками веселого танца "Ла мунейра". Моряки флотилии надолго запомнили эту ночь. Они отправлялись в другое полушарие, и им предстояла теперь жизнь, полная опасностей и лишений.

В последний раз Элькано прошелся под узкой аркой Пуэрто де Сан-Мигель и спустился по шестнадцати розовым ступенькам к берегу. Эти ступени, уже совсем стершиеся, сохранились до наших дней.

"Из всех людей, живущих на земле, я больше всего люблю стариков и детей..." - говорил Штирлиц. Перефразируя эту фразу могу сказать, что из всего существующего транспорта я больше всего люблю корабли и поезда. Ну и еще старые автомобили, пожалуй. Именно поэтому одним из самых ярких впечатлений, которые оставила после себя Гавана, была случайная встреча со знаменитым учебным судном Королевских ВМС Испании "Хуаном Себастьяном Элькано", третьим в мире по величине, после барков "Седов" и "Крузенштерн", историческим парусником в мире.


Это была наша первая прогулка по столице Кубы и надо же было так сложиться обстоятельствам, чтобы выйти к набережной как раз в тот момент, когда знаменитый парусник выходил из гавани Гаваны, чтобы продолжить свой круиз и направиться в Нью-Йорк. А проплывая он оставлял за своими бортами старые испанские укрепления XVI века - крепость Эль-Морро и крепость Сан Сальвадор де Ла Пунта.

02. Крепость Эль-Морро, или Крепость Трех Волхвов (Castillo de los Tres Reyes), возведенная испанцами в XVI веке.

03. Крепость расположена по другую сторону канала выходящего из Гаванского залива, вокруг которого стоит город.

Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" была построена в 1927 году на испанской верфи в Кадисе. А в ее первом морском путешествии принимал участие даже сам король Альфонсо XIII. Правда вскоре в Испании была провозглашена Вторая Республика, а король изгнан. После этого баркентина стала частью республиканского флота ВМС. Свое название парусник получил от знаменитого испанского мореплавателя Хуана Себастьяна Элькано, участника экспедиций Фернана Магеллана.

Именно Элькано принадлежит честь быть первым человеком обогнувшим земной шар. За что король Испании Карлос I (он же затем император Священной Римской империи Карл V Габсбург) назначил мореплавателю ежегодную пенсию, пожаловал герб и личный девиз "Primus circumdedisti me" (лат. Ты первый обогнул меня). Этот же девиз носит и парусник.

04. Баркентина "Хуан Себастьян Элькано" проходит возле стен Эль-Морро.

05. 25-метровый маяк крепости Эль-Морро был построен в 1845 году. Также когда-то в крепости располагалась и школа смотрителей маяков.

06. Старинная пушка крепости Сан Сальвадор де Ла Пунта смотрит на выход из залива. Но огонь по паруснику не открывает. Во-первых испанский корабль приплыл на Кубу с дружеским визитом, а во-вторых баркентина и сама имеет на своем борту вооружение в виде двух пушек и четырех пулеметов, правда оружие используется как церемониальное.

Парусник отправился в учебный рейс из Кадиса 1 апреля 2012 года, вскоре достиг берегов Тенерифе и покинул их 10 апреля, пересек Атлантический океан и достиг Гаваны 4 мая. Мы же как раз оказались 15 мая на набережной в те десять-пятнадцать минут, когда он покидал Кубу и отправлялся в Нью-Йорк, чтобы возглавить парад учебных судов на Гудзоне. Кстати "Хуан Себастьян Элькано" за свою морскую карьеру проплыл более 2 миллионов морских миль, а это почти четыре миллиона километров, больше всех в мире.

07. "Хуан Себастьян Элькано"

Что же касается технических характеристик, то, как я уже писал, это четырехмачтовая баркентина. То есть судно полностью оснащено косыми парусами, кроме носовой фок-мачты, только она несет прямые паруса. Длина судна 113 метров, высота надводной части 48 метров, скорость хода при работе дизельного двигателя 24 км/ч, а под парусами 32 км/ч. Экипаж более 200 человек. В автономном плавании парусник может находится 73 дня.

Из интересных фактов следует добавить, что в 1958 году на судне учебный круиз совершил будущий король Испании Хуан Карлос I де Бурбон, который отрекся в 2014 году от престола в пользу своего сына, нынешнего испанского короля Филиппа VI, который также проходил практику на этом корабле в 1987 году.

08. Провожая взглядом уходящую в Мексиканский залив баркентину в голове рождались романтичные образы из романов Жюля Верна, Рафаэля Сабатини, Майн Рида и Джека Лондона...

Хуан Себастьян Элькано - первый мореплаватель в истории, совершивший кругосветное путешествие, имя которого мало кому знакомо за пределами Испании. Элькано обычно не упоминают в учебниках истории - лишь изредка, как одного из участников экспедиции Магеллана. А меж тем, сам португалец прошел лишь половину запланированного им маршрута. И неизвестно, вернулся ли бы хоть один из его спутников домой, если бы не Хуан Элькано. Ему мы и посвящаем сегодняшний выпуск совместного фрегатом «Штандарт » проекта « ».

Люди из стали. Часть 5: Хуан Себастьян Элькано — баск, первым обогнувший Землю

Это было время, когда корабли строились из дерева,
а люди, ими управлявшие, были выкованы из стали.

Хуан Себастьян Элькано родился в 1486 в Гетарии - небольшом портовом городке в Стране Басков, недалеко от Сан-Себастьяна. Он рано связал собственную судьбу с морем, сделав нередкую для предприимчивого человека того времени «карьеру» - вначале сменив работу рыбака на долю контрабандиста, и позднее записавшись в военный флот, чтобы избежать наказания за свое слишком вольное отношение к законам и торговым пошлинам. Элькано успел поучаствовать в Итальянских войнах и военной кампании испанцев в Алжире 1509 года. Баск неплохо освоил морское дело на практике в бытность свою контрабандистом, но, именно в военном флоте, Элькано получает «правильное» образование в области навигации и астрономии.

Покинув военную службу, никогда всерьёз не прельщавшую молодого авантюриста низким заработком и необходимостью соблюдать дисциплину, Элькано решает начать новую жизнь в Севилье. Баску кажется, что впереди его ждет блестящее будущее, - в новом для него городе никто не знает о его не совсем безупречном прошлом, вину перед законом мореплаватель искупил в боях с врагами Испании, у него есть официальные бумаги, позволяющие ему работать капитаном на торговом судне… Но торговые предприятия, участником которых становится Элькано, оказываются все как одно убыточными. В 1517 году в счет уплаты долгов он продал судно, находившееся под его командованием, генуэзским банкирам - и эта торговая операция определила всю его дальнейшую судьбу. Дело в том, что владельцем проданного корабля был не сам Элькано, а испанская корона, и у баска ожидаемо вновь возникают сложности с законом, на этот раз грозящие ему смертной казнью. Элькано вновь находит способ уйти от наказания. Он записывается добровольцем-рулевым на один из кораблей в составе готовящейся экспедиции Магеллана к Островам Пряностей.

Флот из 5 кораблей под командованием Магеллана покинул Севилью 10 августа 1519 года. Через восемь месяцев плавания, незадолго до выхода экспедиции в Тихий океан, на нескольких кораблях вспыхнул бунт. Причин тому было много - затянувшееся путешествие многих начало утомлять, матросов страшило приближение возможного края света, испанским офицерам досаждало командование «португальского выскочки». Были свои причины и у Хуана Элькано, примкнувшего к бунтовщикам. Бунт был подавлен, и большинство его участников постигла страшная участь, - их посадили на колья, и их выбеленные солнцем скелеты . Элькано оказался среди немногих, кому Магеллан сохранил жизнь. Неизвестно, чем руководствовался португалец, в чем смог его убедить баскский рулевой, но именно это решение Магеллана станет одним из самых удачных по ходу экспедиции.

Элькано сохранил жизнь, но не свободу. Последующие пять месяцев он проведёт в цепях, пока Магеллан не освободит его, испытывая нужду в офицерах. Благодаря своим знаниям и талантам Элькано скоро становится капитаном одного из кораблей экспедиции. Баск не участвовал в злополучной стычке с местным населением на острове Матан, унесшей жизнь Магеллана и многих его спутников. Спустя несколько месяцев после трагедии испанский флот достиг цели своего путешествия - островов Пряностей, но лишь один из вышедших из Севильи кораблей - «Виктория» - смог продолжить путь, приняв на борт ценный груз гвоздики и корицы. Капитаном судна, а по совместительству - руководителем всей экспедиции - был Хуан Себастьян Элькано. Он принимает судьбоносное решение, - не идти назад (как исходно планировал Магеллан), а продолжить движение на запад и вернуться в Испанию через Индийский Океан и мыс Доброй Надежды.

6 сентября 1522 года «Виктория» достигла испанских берегов. Первое в истории человечества кругосветное плавание, продлившееся три года, завершилось. Король Карл I достойно отблагодарил Элькано за службу - из рук монарха, чей корабль он за несколько лет до этого продал генуэзцам, бывший контрабандист, бунтовщик и предатель получил дворянский титул и личный герб с изображением земного шара и фразой над ним: «Primus circumdedisti me» («Ты первый обогнул меня»). Досталась Элькано и часть прибыли от продажи привезенных им пряностей.

В 1525 году Элькано отправится в новую экспедицию по тому же маршруту, и вновь примет на себя командование флотом после гибели адмирала Гарсии де Лоайса. Но повторить свой успех ему будет не суждено - Хуан Себастьян Элькано умрет от болезни 4 августа 1526 года, на борту своего судна посреди Тихого океана. Из более чем 450-ти участников этой экспедиции домой вернутся лишь пять - спустя одиннадцать лет.

В учебниках истории Хуан Себастьян Элькано незаслуженно оказался в тени славы Фернана Магеллана, но на родине его помнят и почитают. Имя Элькано носит учебный парусник в составе Военно-морских сил Испании. В рулевой рубке корабля можно увидеть герб Элькано, а сам парусник успел осуществить уже десяток кругосветных экспедиций.

Материал подготовили:

Светлана, волонтер «Штандарта»
Даня, компания «Полветра»

Основная цель проекта «Люди из стали» — образовательная, и мы, команда «Штандарта» и компания «Полветра», поддерживаем и приветствуем распространение выпусков нашей исторической серии на других онлайн-ресурсах и сайтах. Тем не менее, этот проект авторский и уникальный, и мы просим упоминать его создателей при копировании этих материалов и давать ссылки на оба источника — | shtandart.ru . Спасибо!

Провинция Гипускоа , Королевство Кастилия , ныне Испания - 4 августа , Тихий океан) - испанский мореплаватель, один из 18 человек (участников экспедиции Фернана Магеллана , вернувшихся в Испанию на единственном из пяти уцелевших судов), первыми обогнувших земной шар .

Хуан Себастьян Элькано
исп. Juan Sebastián Elcano
Дата рождения (1486 )
Место рождения Гетариа , Королевство Кастилия
Дата смерти 6 августа (1526-08-06 )
Место смерти Тихий океан
Подданство Испания
Род деятельности мореплаватель
Дети Доминго Элькано
Автограф
Хуан Себастьян Элькано на Викискладе

Биография

В апреле 1520 года участвовал в мятеже офицеров Магеллана, отчаявшихся в поисках пролива между Атлантическим и Тихим океаном и собиравшихся развернуть корабли. Во время бунта получил командование галеоном «Сан-Антонио». Тем не менее, получил пощаду, как и остальные мятежники, кроме совершившего убийство Кесадо, капитана Картахену и одного священника.

После гибели Магеллана в битве при Мактане возглавил экспедицию и завершил её 8 сентября 1522 года, приведя корабль «Виктория» из Юго-Восточной Азии в Испанию. Обратный путь Элькано был рискованным, так как, чтобы избежать столкновений с португальцами, он вёл «Викторию» через южные воды Индийского океана и вокруг Африки, не приближаясь к берегу. Хотя часть экипажа стала требовать от капитана взять курс на принадлежащий португальской короне Мозамбик и сдаться в руки португальцев, большинство моряков и сам капитан Элькано решили любой ценой попытаться доплыть до Испании. «Виктория» с трудом обогнула мыс Доброй Надежды и затем два месяца без остановок шла на северо-запад вдоль африканского побережья.

18 марта 1522 года Элькано открыл остров Амстердам , но не дал ему никакого названия. Кроме него, Испании достигли ещё 17 человек команды «Виктории» (позже вернулись ещё задержанные португальцами на Островах Зелёного Мыса моряки с «Виктории» и 4 человека из команды корабля Тринидад). В отличие от Магеллана, не рассчитывавшего после «островов пряностей» продолжать путь на запад, Элькано сознательно выбрал кругосветный маршрут.

За данную экспедицию император Карл V присвоил Элькано личный герб, на котором в числе прочего был изображён земной шар с девизом Primus circumdedisti me (лат. Ты первый обогнул меня ), и назначил ежегодную пенсию

Кем же был этот человек, Хуан Себастьян Элькано?
Хуан Себастьян Элькано родился в 1480 году в Гетарии, небольшом рыбацком поселении на берегу Бискайского залива, в 15 километрах западнее Сан-Себастьяна. В 1510 году Элькано, будучи владельцем и капитаном корабля, участвовал в осаде Триполи. Когда испанское казначейство отказало Элькано в деньгах для расчета с командой корабля, Элькано продал судно и рассчитался с экипажем. Продажа судна считалась тогда тяжким преступлением, и Элькано вынужден был бежать в Севилью. Там он встретил своего земляка баска Ибаролла, который был хорошо знаком с Фернандо Магелланом, готовившим экспедицию для кругосветного плавания по указу короля Испании Карла I. После окончания специальных курсов навигации Элькано удалось устроиться кормчим (по другим данным боцманом - contramaestre) на парусник Консепсьон.

20 сентября 1519 года пять кораблей, Тринидад, Сан Антонио, Консепсьон, Виктория и Сантья, с экипажем общей численностью 270 человек (по другим данным 265), вышли под командованием португальца Фернандо Магеллана из порта San Lucar de Barrаmeda, расположенного в устье реки Гвадалквивир (севернее нынешнего Кадиса) и направились к берегам Бразилии. О том, как проходило плавание до гибели Фернандо Магеллана 21 апреля 1521 года в стычке с местными племенами на осторове Матан (Филиппины) и дальнейшие приключения мореплавателей, подробно описал в своих дневниках участник экспедиции итальянец Антонио Пигафетта. Изо дня в день он скрупулезно записывал в журнал каллиграфическим почерком все события. Ему удалось чудом выжить и вернуться в Севилью среди остальных 18 мореплавателей, сохранив свои дневники. Благодаря ему, человечество узнало через какие страдания прошли участники этой экспедиции. А они прошли через голод, холод, болезни, бунты, жестокие ураганы, гибель кораблей и их экипажей. Никто не предполагал, что земной шар настолько огромен. Например, Магеллан рассчитывал пересечь Тихий океан за три-четыре дня. На самом деле путь от Огненной земли (пролив Магеллана) до Марианских островов занял более 100 дней. В ноябре 1521 года в составе флотилии остались лишь Тринидад и Виктория, а также 115 человек их экипажей. Среди моряков многие были истощены, все болели цингой. Еженедельно кто-то умирал. Решено было "Тринидад" оставить на Молуккских островах. Капитаном "Виктории" стал Хуан Себастьян Элькано. Мало кто из оставшихся моряков верил, что когда-либо увидит родину. Питаться приходилось корабельными крысами и сыромятной кожей из оснастки судна. Протухшая питьевая вода имела коричневый цвет.

Но Элькано сумел провести свой источенный червями корабль с обезумевшими от болезней и голода моряками через весь Индийский океан, затем вдоль западного берега Африки в родной порт. Треть команды погибла во время этого заключительного плавания от голода и болезней, 13 человек были задержаны португальцами на островах Зеленого Мыса у берегов Африки. Лишь 18 счастливцам удалось вернуться 8 сентября 1522 года в устье реки Гвадалквивир а затем и в Севилью. В судовых журналах и дневнике Антонио Пигафетта стояла дата 7 сентября. Моряки тогда еще не знали что при огибании земного шара с востока на запад "исчезают" одни сутки. Первое кругосветное плавание было завершено. Три года лишений и смертельного риска для моряков не прошли даром.

В музее Сан-Тельмо в городе Сан-Себастьян находится картина художника Салаверрия Возвращение Виктории. Бородатые изможденные мужчины в белых ветхих одеждах сходят по трапу на набережную Севильи. В руке каждого из них - горящая свеча. Впереди - их капитан, Хуан Себастьян Элькано.

Король Испании Карл I по достоинству оценил подвиг Элькано и возвел его в рыцари. Оправдались надежды на существование западного пути к островам пряностей в "Индии". Восточный путь вокруг берегов Африки уже давно был под контролем португальских кораблей и считался опасным и долгим. Виктория доставила в своих трюмах для королевского двора приличное количество гвоздики, корицы, мускатного ореха, душистого перца. Стоимость груза значительно превышала все расходы на экспедицию. Пряности ценились в те времена дороже золота.

Для того чтобы закрепить влияние Испанской короны на Молуккских островах, король Карл I повелел организовать более подготовленную экспедицию из семи кораблей, назначив Хуана Себастьяна де Элькано (так стала звучать его фамилия после присвоения ему рыцарского звания), заместителем командующего флотилией адмирала Гарсия Хофре де Лоайса.

24 июля 1525 года семь кораблей покинули порт Ла Корунья и двинулись к берегам Бразилии. Флотилия должна была повторить путь Магеллана, избегая при этом его ошибок. Плавание проходило очень тяжело. В середине января затонуло при ужасном шторме у входа в Магелланов пролив судно Санкти Эспиритус, которым командовал Элькано. Только небольшой части команды в главе с капитаном удалось спастись. Они сумели вплавь добраться до берега. Когда утих шторм, потерпевших бедствие подобрали другие корабли флотилии. И снова последовали один жестокий шторм за другим. Только в конце марта 1526 года оставшиеся 4 судна решились войти в пролив Магеллана (южный путь вокруг мыса Горн тогда был неизвестен). Пролив встретил поредевшую флотилию туманом, пронзительным холодным ветром. С обеих сторон подступали скалистые горы километровой высоты, покрытые вечным снегом. Сорок восемь дней и ночей продвигалась эскадра к выходу в Тихий океан. В ночь с 1 на 2 июня разразилась страшная буря, разметавшая в разные стороны корабли эскадры. Флагманский корабль Сан Габриэль продолжал плавание в одиночку. Не хватало провизии и воды. 30 июля умирает адмирал Лоайса, назначив перед смертью вместо себя Элькано, присвоив ему звание адмирала. Хуан Себастьян де Элькано не намного пережил Лоайса. Его силы иссякали. 6 августа не стало и его. Было ему от роду 46 лет. Похоронили его по морскому обычаю. Судовой священник прочитал молитву над телом Элькано, завернутым в саван. Затем тело привязали к доске, добавили груз и опустили в морскую бездну.

В Гетарии, родном поселке Элькано, у входа в церковь стоит плита. На ней надпись: "…достославный капитан Хуан Себастьян де Элькано, уроженец и житель благородного и верного города Гетарии, первый обогнувший земной шар на корабле Виктория. Молитесь за упокой души того, кто первый совершил путешествие вокруг света".

Иногда история несправедлива. Она не оставила нам образ Элькано. Каким он был? Нет и его могилы. Лишь только на глобусе в том же музее Сан-Тельмо обозначено место, где тело Элькано было предано морю: 157 градусов западной долготы и 9 градусов северной широты.
Середина необьятного Тихого океана.
Не менее примечательна и судьба парусника, носящего имя Элькано.
Учебный корабль (бригантина) входящий ныне в состав Armada Espanola (Военно-морские силы Испании) и принадлежащий Кадисскому военно-морскому училищу, был заложен на Кадисской судоверфи Echevarrieta y Larrinaga 24 ноября 1925 года согласно Королевского Указа от 17 апреля 1925 года. К тому времени Кадисское училище, имевшее славную почти вековую историю, имело одно за другим 4 учебных парусника: Blanca, Almansa, Asturias, Nautilus. (Сейчас эти имена носят четыре мачты Элькано, считая от носа судна к корме). Училищу нужен был новый современный парусник.

Строительство 4-х мачтовой бригантины велось по проекту инженеров судоверфи. Для разработки парусного вооружения был приглашен известный английский кораблестроитель Nicholson. В Англии же были заказаны льняные рабочие паруса. Запасные паруса были изготовлены в Хихоне (провинция Астурия). 5-го марта 1927 года корабль был спущен на воду. На церемонии спуска крестной матерью корабля стала Carmen Primo de Rivera, дочь тогдашнего председателя правительства страны.

В рулевой рубке парусника был установлен герб Элькано, увенчанный изображением земного шара с надписью по-латыни: Primus circumdedisti me (Ты первый обошел меня) присвоенный ему королем Карлом I в 1522 году.

29 февраля 1928 года корабль вошел в состав военно-морского флота Испании. Его основные характеристики были следующими:
Длина - 94 метра
Ширина - 13,1 метра
Осадка - 7,25 метра
Площадь парусов - 3.153 кв. метра.
Максимальная высота (от киля до клотика мачт) - 49 метров.
Полное водоизмещение - 3.420 тонн.
Корпус и две главные мачты - стальные. На судне была установлена мощная радиостанция и гирокомпас. Вспомогательный дизельный двигатель имел мощность 800 л.с. Максимальная зарегистрированная скорость под парусами 20 узлов. Численность экипажа 143 человека. Парусник мог брать на борт от 70 до 140 гардемаринов училища для морской практики.
До 2002 года парусник совершил 9 кругосветных плаваний. Много раз был победителем международных парусных регат. На нем прошли хорошую морскую практику тысячи будущих офицеров ВМФ Испании.
В 1956 и 1978 годах парусник проходил капитальный ремонт и модернизацию. Был установлен новый двигатель мощностью 2000 л.с. и современная спутниковая навигационная аппаратура. Отделка внутренних помещений корабля, особенно кают старших офицеров, поражает и сейчас своей роскошью. Внешне парусник выглядит практически также как и в день первого спуска на воду и до сих пор радует зрителей своим изяществом и совершенством.
Очень скоро, в первых числах июля 2007 года, в Аликанте начнут прибывать крупнейшие парусники со всего света. Ожидается прибытие российских парусников Крузенштерн, Мир, Седов. И, конечно же, украшением регаты станет бригантина Хуан Себастьян де Элькано. 7-го июля, после торжественного парада парусников на рейде порта Аликанте, регата стартует по маршруту Аликанте - Барселона - Тулон - Генуя.
Пожелаем от всего сердца Элькано и его команде: Buen viento y вuena mar!
Возвращайтесь всегда живыми и здоровыми в родной порт!

Статья подготовлена с использованием материалов из испанских источников к 80-летию знаменитого парусника.

Аликанте (Испания), март 2007 г.
Остальные 30 фото на www.lib.ru (Заграница - Испания - Владимир Ветринцев)