Шамордино. Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь

Шамординская Казанская Амвросиева пустынь - известный женский монастырь, основанный по благословению преподобного .

Сначала обитель была бедной, но население ее быстро росло: туда принимали нищих и обездоленных девушек, которые приходили за утешением к старцу Амвросию. Несмотря на слабое здоровье, преподобный проводил в Шамордино много времени. Там он и отошел ко Господу в октябре 1891 года. Под покровительством учеников Амвросия - преподобных и - община продолжала расти и благоустраиваться. При ней открылись мастерские, приют, больница.

В 1923 году монастырь закрыли, все хранившиеся в нем ценности изъяли. Монахини были вынуждены переселиться в Козельск, некоторые арестованы и расстреляны. В монастырских зданиях в разное время располагались дом инвалидов, интернат для беспризорников, школа. В Казанском соборе в годы войны находился госпиталь, а после - сельхозтехникум. В 1990 году монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Интересные факты о Шамординском монастыре

    Первоначально Амвросиева пустынь не имела статуса монастыря, а была основана как женская община. Звание монастыря было получено только в 1901 году. Община стала называться Казанской по имени чтимой чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая там хранилась.

    Интересным образцом архитектуры конца XIX века является Казанский собор монастыря. Он был построен в 1901 году по проекту Сергея Шервуда, представителя архитекторской династии Шервудов — создателей так называемого русского стиля в архитектуре конца XIX века.

Создание Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни связано с деятельностью иеросхимонаха, старца Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни , преподобного Амвросия , который в 1870 - 1880 годах участвовал в создании целого ряда монастырских женских общин, главным образом для неимущих женщин. Деньги на строительство были пожертвованы богатейшим московским купцом, чаеторговцем Перловым (владельцем всем известного "китайского чайного домика" на Мясницкой). Архитектор Казанского храма - Сергей Владимирович Шервуд , сын Владимира Иосифовича Шервуда, построившего здание Исторического музея на Красной площади.

Перлов часто навещал своих шамординочек, непременно приезжая с большой корзиной вкусностей для женщин и ребятишек. Его очень любили. За него молились. Ребятишки бегали за его коляской, а он отсыпал им конфет и печенья.

Про Перловых, открывших для России мир чая, можно прочитать в "Чайной саге дома Перловых".

В Оптину Пустынь тогда за помощью приходили все - и мужчины, и женщины, и здоровые, и калеки. Всех мужской монастырь принять не мог. Тем более в таком объеме ухаживать за страдающими. Поэтому решено было построить неподалеку отдельный, женский монастырь, и тяжелое это занятие легло на плечи небезызвестного старца Амвросия. Ему в женский монастырь отправляли всех - сирых, убогих, болящих... Нельзя сказать, что Амвросий сразу с радостью взялся за это дело. Но он приложил все усилия для того, чтобы женщины здесь могли и душу утешить, и здоровье вернуть.

Для строительства монастыря было выбрано изумительное по красоте место на высоком берегу Серёны. Вот как писал о расположении монастыря Владимир Солоухин: "Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении - редко, исключительно. Я не видел".


У этих стен похоронены все матушки монастыря.

Кроме главного храма, поражающего своими масштабами и красотой, были возведены усыпальница, трапезная, больница, корпус для сестер, "футляр" для кельи Амвросия.

Вход в храм.

Напротив, через кирпичный мосток, располагается не менее внушительная трапезная.

Мост, соединяющий храм и трапезную, позволял сестрам не ступать на землю.



При пустыни имелась школа, типография, мастерские художественного рукоделия, фотографии, живописи, по чеканной работе, золочению и другие. В Шамординском монастыре Амвросий организовал благотворительные заведения: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Здесь же, в своей келье, он и скончался 10 октября 1891 года.
Видимо, матушкин домик. Проход к нему закрыт. Но в соседнем, схожем домике, можно купить книги.
По территории монастыря можно ходить почти везде, но очень аккуратно и не шуметь - не нужно забывать, что монастырь восстановил свою работу и сейчас, как и прежде, сюда многие приезжают на лечение.



Двадцать один год провела в Шамординском монастыре Мария Николаевна Толстая - сестра Л.Н. Толстого, к которой он приезжал в 1890 и 1910 годах. В 1890 году Толстой начал здесь работу над повестью "Хаджи -Мурат", а его последний визит в Шамордино состоялся за несколько дней до смерти - после ухода из Ясной Поляны, перед самой болезнью на станции Астапово.
Старец Амвросий очень полюбил это место, не хотел из него уезжать в Оптину Пустынь. Радовался своим шамординочкам, как детям. Так и называл их - "Мои шамординочки".Карта Расположения Оптиной Пустыни и Шамордино

За годы советской власти монастырь и его основные постройки сильно пострадали. В главном храме располагалось сельскохозяйственное училище. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск. Ныне в монастыре возобновлена религиозная жизнь. Ведутся обширные восстановительные работы.


До недавнего времени внутри храма существовала средняя школа. Храм был перегорожен на два этажа, сделаны классы. Совсем недавно для детей построили новую школу, а для учителей - дома. Принялись ремонтировать храм. Бывшие ученики принимали в этом активное участие. Кстати, экскурсию для нас в тот день вел директор той самой школы.

Храм со стороны трапезной

Водонапорная башня. Восстановлена, но все же немного кособокая.

Местная кошка. Все тут, похоже, беременны. Место такое:)

Восстановленный Троицкий храм.

Затем мы направились на холм, с которого обозреваются все окрестности. Место невероятно волшебное. Пишут, что в Шамордино находится одно из мест силы. Не знаю. Но что-то особенное в этом месте есть. На площадке заботливо выложен пол, сделаны скамейки.

Не так давно в еще заброшенное Шамордино приезжал мужчина с больным братом. Брат не мог ходить, поэтому старший регулярно приезжал сюда, на крутой холм, и спускался вниз, держа младшего брата на руках. Время шло. Приезжал он все чаще. Брат шел на поправку. И в благодарность за это чудо они затем построили здесь замечательную лестницу, помогающую прихожанам спускаться вниз в купель, а сестрам - приносить святую воду.

Вид на бесконечные поля. Здесь, на скамеечках, подолгу сидят люди, которые приезжают сюда на лечение. Они сидят далеко друг от друга. Они приходят сюда не за праздными разговорами. И действительно, несмотря на ветер, отсюда не хочется уходить. Хочется сидеть и молчать.

Лес здесь другой. Вы это сами увидите:

Здесь особая тишина. Когда вроде бы воздух вроде бы стоит, но что-то в нем активно происходит.

Это не кривые руки фотографа, а реальный угол склона, по которому мы сейчас спускаемся.

Купальня. В стороне - святой источник. В купальню заходят по 6-8 человек, то мужчины, то - женщины. Выбегают потом все радостные, розовые, светящиеся от счастья. А от тела пар идет... В купели всегда вода + 4.

Там вдалеке даже есть туалет. Все предусмотрено

Крыша святого источника. Очень гармонично и естественно сделано. Даже приятно.

Таинственный лес в лощине

Тумана в то время там не было. Видимо поднимаются испарения от земли.

Использовались сайты.

Казанский Свято-Амвросиевский ставропигиальный женский монастырь или женский монастырь Шамордино , как его часто называют паломники, является одним из самых любимых верующими святых мест России. Шамординский монастырь располагается между старинным русским городом Козельском и Калугой, неподалеку от еще одной святыни - . Он стоит на горе, густо поросшей лесом, у подножия которой извивается речка Серена.

Казанская Амвросиевская женская пустынь Шамордино была построена в 1884 году благодаря настоянию оптинского старца Амвросия, принимавшего деятельное участие в создании множества монастырских общин, куда принимались преимущественно бедные женщины. Денежные средства на возведение Шамординской пустыни были выделены состоятельным купцом из Москвы - Сергеем Васильевичем Перловым. Они, вместе с супругой Анной Яковлевной, принимали деятельное участие в строительстве и в дальнейшей жизни обители, так как были духовными чадами почтенного старца. Обитель, получила первоначальное название – «Шамординская Казанская Горская женская община», - она стала последним и самым любимым детищем отца Амвросия. Место для возведения монастыря было предоставлено духовной дочерью старца Амвросия - монахиней Амвросией, которая написала об этом в своем завещании, потому что и при своей жизни видела цель в том, чтобы опекать одиноких вдов и девушек-сирот, которые хотели посвятить себя Господу. Вот почему после смерти она пожелала устроить в своем имении в деревеньке Шамордино Калужской области женскую общину и богадельню.

Обитель посвятили Казанской иконе Божией Матери, этот почитаемый чудотворный образ был привезен сюда монахиней Амвросией, и когда ее впервые увидел старец Амвросий, он вознес молитву и сказал, чтобы хранили эту иконы, как зеницу ока, потому что она чудотворная. Величественный Казанский собор, трапезную, корпус для сестер-монахинь, больницу, прочие вспомогательные постройки возвели из красного кирпича в едином стиле. Главный храм строили по благословению преподобного старца Амвросия, а его проект создал талантливый архитектор С. В. Шервуд. Этот прекрасный пятнадцатиглавый собор в изысканном «русском стиле» стал главным архитектурным украшением женской обители Шамордино. Здание украсили изящными кокошниками, красивыми полуколоннами, щипцами и подзорами, а арочные окна декорировали узорами наличников. Северный и южный фасады собора украсили крыльца, которые покрывали шатры с крестами. К 1902 году храм Шамордино был освящен.

Преподобный Амвросий без устали собирал в святую обитель всех сирых, вдовых, обездоленных женщин и девиц. Были в монастыре и послушницы из дворянских и купеческих русских родов, решившие посвятить свою жизнь богу. Неустанной помощницей для старца Амвросия стала схимонахиня София, которая в миру имела фамилию Астафьева-Болотова. Монахиня София - стала первой настоятельницей Шамординского монастыря. До того, как прийти к богу, она вела жизнь обычной женщины: вышла замуж, родила дочку, но вскоре овдовела и тогда приехала в Оптину пустынь к старцу Амвросию за советом, как ей жить дальше. Прозорливец посоветовал ей выйти замуж снова за некоего помещика из Козельска и предупредил, что это станет проверкой ее характера, для того чтобы пройти это испытание понадобится либо твердость, либо ангельское смирение. Через некоторое время София стала деятельной помощницей Амвросия и перешла в монастырь Шамордино насовсем. Благодаря матушке Софье, на территории обители появились богадельня, приют для детей, живописная и золотошвейная мастерские. Умерла она очень молодой, в тридцать три года, тогда отец Амвросий сказал, что эта женщина святая. Забегая вперед стоит сказать, что позже это начало подтверждаться чудесами исцеления, после молитв страждущих людей на ее могиле. Могила находится на территории Шамординской обители: за алтарной стеной Казанского собора, с улицы. К скромному кресту крепится фотография матушки Софии – это очень красивая женщины с аристократическими чертами лица и печальным взглядом. Именно к ней приходят многочисленные паломники, чтобы попросить ее о заступничестве перед Господом, исцелении душевных и телесных хворей. И, что самое интересное, на этой могилке часто случаются чудеса в виде скорой небесной помощи и быстрого исцеления. Вот почему тут можно увидеть табличку с просьбой к паломникам сообщать о подобных случаях. С 1987 года матушку Софию отнесли местночтимым тульским святым.

Уже в 1918 году в женском монастыре в Шамордино насчитывалось восемь сотен сестер, работала богадельня, больница, детский сиротский приют, было несколько монашеских скитов. Но пришли грозные и лихие годы, когда управлять русским государством стала Советская власть, в 1923 году монастырь осквернили, обезглавили и закрыли, некоторых монахинь расстреляли, других сослали в лагеря.

Возрождение монашеской жизни случилось в Шамордино только в 1990 году. Началось долгое и тяжелое восстановление порушенной святыни тяжкими трудами насельниц, паломников и благодаря финансовой помощи благотворителей. Храм освятили в 1996 году, при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. С той поры в Храме в честь преподобного Амвросия Оптинского каждый день проходят богослужения.

Сегодня Шамординский женский монастырь – одно из самых посещаемых святых мест Калужской области, и тут действительно есть ради чего приехать. Территория обители большая и очень красивая, летом она вся благоухает и радует глаз гостей многочисленными яркими цветами в клумбах. На территории, для удобства паломников, имеется схема со всеми постройками обители. Стоит предупредить, что на внешней территории обители можно делать фотографии, а вот внутри помещений, к сожалению, запрещено. Давайте расскажем какие сооружения имеются в Шамординской обители.

Казанский собор , о котором мы уже начинали рассказывать выше, - это очень красивое и примечательное сооружение в русском стиле. Сооружение заслуживает внимания не только снаружи, но и изнутри, благодаря важным святыням тут расположенным. В Казанском соборе хранятся две чудесные иконы: икона Казанской Божией матери и икона Божией Матери Спорительницы Хлебов.

Что касается иконы Казанской Божьей матери, то она попала сюда давно. К матушке Амвросии в Белевский монастырь пришла женщина с этой иконой, чтобы отдать ее в залог под десять рублей, которые были нужны ей для пропитания. Матушка дала страждущей деньги, но прошло время, а забирать икону так никто и не приходил. А между тем, икона Казанской Божьей матери оказалась чудотворной, потому что масло, которое наливали в лампадку и зажигали перед образом, было способно исцелять людей. Прошло время и икона переехала вместе с Амвросией в женский монастырь Шамордино. И там она не переставала поражать паломников и сестер обители своими чудесами. Многие из них видели лучи света, отбрасываемые от лика Богородицы на иконе, причем, этот свет не могли выдержать, не отведя глаз, люди с нечистой совестью. К огромному сожалению, в шестидесятые годы двадцатого века икону передали в другой храм, расположенный поблизости, откуда чудотворный образ украли. Сегодня в Казанском соборе хранится список с того образа, который создал афонский настоятель скита - монах Арсений.

Икона «Спорительница хлебов», находящаяся в монастыре Шамордино, - еще одна святыня. На ней Божья Мать изображена сидящей на облаке, раскинув руки, а под ней золотистое поле, на котором лежат скошенные снопы ржи. Это очень необычная икона, которую писали по просьбе старца Амвросия, после посетившего его во время сна видения. В монастыре также находится список с иконы, потому что оригинал теперь в Литве, куда его перевезли в 1917 году.

Снаружи за стеной, где располагается алтарь Казанского собора, расположились захоронения бывших настоятельниц Шамординской обители. Последней могилкой стало надгробие схиигумении Валентины, похороненной в 1919 году, а потом обитель закрыли. В усыпальнице монастыря был похоронен в 1910 году главный благотворитель возведения обители - Сергей Васильевич Перлов, правда, как только большевики закрыли монастырь, усыпальницу сразу разрушили, теперь от нее остался только фундамент.

Расположена в двухэтажном здании за Казанским собором. В помещении могут разместиться пятьсот человек. Тут высокий потолок и огромные окна. Трапезную возвели в 1893 году вместо особняка бывших владельцев Шамордино – помещиков Калыгиных. Это сооружение стало самым первым каменным строением обители. Его проект составлял архитектор Р.И. Клейн. За трапезной стоит водонапорная башня.

– был возведен в конце двадцатого века на месте, где раньше стоял домик-келья старца, в котором он жил, когда приезжал в обитель Шамордино. Сюда за утешением и советом к отцу Амвросию приходили все страждущие, больные, несчастные, а он старался вдохнуть в них веру, вытащить из пропасти отчаяния, учил смирению перед промыслом Божьим. Здесь же отец Амвросий и умер в октябре 1891 года. А после смерти над домиком выстроили футляр из кирпича. Когда монастырь закрылся в 1923 году, дом-келью переместили на территорию деревни Шамордино, а каменный короб стал гаражом. Лишь после того как обитель начала возрождаться, тут возвели храм, который освятили в 1996 году.

– особняк, в котором проживали во время своего приезда в монастырь супруги Перловы. Они были благотворителями этой святой обители, практически все, что на ее территории построено, было сделано на их деньги, в том числе мастерские по иконописи, чеканке, по золотому шитью, переплету книг, изготовлению ковров, швейная, типографская, фотомастерская, мастерская золочения металла и дерева.

Был самым первым храмом обители Шамордино. Его освящение прошло в день открытия четырнадцатого октября 1884 года. Правда, вплоть до 1890 года, храм стоял там, где теперь расположен Казанский собор, затем старец Амвросий благословил его перемещение на территорию кладбища. В 1891 году тут прошло отпевание преподобного. Когда монастырь закрылся, храм разрушили. Лишь в 2005 году начали вести восстановительные работы. За этим храмом начинается кладбище обители. Если вы спуститесь от этого храма вниз по лестнице, ведущей к реке, то попадете к святому чудотворному источнику, где организована купальня.

Источник освящен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Помимо, этого источника, тут имеется еще пара: источник в честь Казанской иконы Божией Матери, источник в честь преподобного Амвросия Оптинского. К источникам постоянно выстраивается очередь из паломников, которые рассказывают о чудесах исцеления от этой освященной воды, даруемого Господом по вере просящих.

– место, где живут больные и старые насельницы. Тут находится храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», а также стоит сестринский корпус, представляющий из себя здание из двух этажей, на первом расположилась больница монастыря, где могут лечиться монахини, местные жители, паломники.

Место, где паломники и верующие посетители заказывают требы и при необходимости приобретают предметы церковной утвари – свечи, икона, крестики, цепочки, венчальные кольца, духовные книги. Здесь же паломники подают записки на молебны.

Требы в женском монастыре Шамордино:
- записка молебен о здравии или панихида об упокоении может включать до двенадцати имен;
- сорокоуст может быть о здравии или упокоении, простой - на сорок дней, во время которого идет литургия;
- неусыпаемая псалтирь о здравии или об упокоении;
- акафист – сорокодневное моление о здравии. Акафисты проводят перед иконами Богородицы: «Казанской», «Утоли моя печали», «Спорительницей хлебов», «Неупиваемой чашей», а также перед иконой преподобного Амвросия Оптинского.

Помимо простого Сорокоуста, в монастыре можно заказать Сорокоуст с сорока литургиями, что редкость для монастырей. Данную службу с литургиями верующие имеют возможность заказать по почте. Вы можете написать свою просьбу и имена за кого нужно молиться и сделать добровольное пожертвование в виде перевода, сколько вам не жалко. Для информации: в монастыре Шамордино заказать одно имя стоит триста рублей.

Адрес монастыря Шамордино: 249706, Калужская область, Козельский район, п/о Каменка, Шамордино, монастырь.

В настоящее время настоятельница Шамординского монастыря Калужской области - игумения Никона, которая является матушкой для ста тридцати сестер. Сестры несут различные послушания, они и сами кормятся от своего труда, и угощают паломников, прибывающих в обитель. Очень часто в обители питаются дети из малоимущих и многодетных семей, дети-инвалиды. При монастыре Шамордино работает воскресная школа, в нее ходят двадцать деревенских ребятишек.

Благодаря трудам насельниц и помощи благотворителей русская святыня Калужской области - Шамординская обитель с каждым годом становиться все прекраснее. В планах настоятельницы создать здесь сиротский приют для девочек, реставрировать порушенную усыпальницу, которая ранее стояла над могилами бывших настоятельниц, возвести колокольню, часовни над всеми святыми источниками. Вот почему насельницы обители с благодарностью принимает помощь во всех видах от желающих для восстановления обители.

В мае 2010 года, Шамординскую обитель в честь ее двадцатилетия после восстановления, посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в честь этого было проведено богослужение в Казанском соборе.

Места силы. Шестидесятое – Шамордино

Перед впадением в Жиздру река Серена делает замысловатый зигзаг, в самой северной точке которого стоит Шамординский женский монастырь, основанный в 1884 году оптинским старцем Амвросием. В отличие от Шамордино место легкое. С высоты там такой вид на долину Серены, что хватаешь ртом воздух, как рыба, в первый (и, возможно, последний) раз увидавшая земную красоту. Основание Шамординской - история довольно печальная.

Амвросий родился в 1812 году в священнической семье. В баньке, поскольку в тот день в доме собрались гости. При крещении младенец получил имя Александр, а фамилию Гренков ему дали в духовном училище. В 1835 году семинарист Гренков тяжело заболел и, будучи при смерти, дал обет уйти в монастырь. В 1839 году пришел в Оптину пустынь, постригся с именем Амвросий, был келейником старца Льва , потом проходил послушание у старца Макария . В 1860 году, после смерти последнего стал духовником всей Оптиной.

Я уже объяснял, что такое оптинский старец. С утра до ночи он должен принимать людей - и мирян, и монахов, - всех выслушивать, всем помогать. 10-15 минут на сеанс, и - следующий. Никакой психотерапевт не выдержит такого каторжного режима, быстро сломается. Амвросий выдерживал такую жизнь тридцать лет. При этом почти постоянно болел, не раз бывал при смерти. Может быть, опыт жизни на грани смерти в сочетании с постоянной необходимостью вникать в проблемы чужой души - как раз то, что сделало Амвросия тончайшим психологом, с первого взгляда видящим любого насквозь. Популярность у него была бешеная, люди (и не только простецы, но и такие матерые инженеры человеческих душ, как Толстой с Достоевским) толпами шли к нему. И за духовным утешением, и за тем, чтобы при помощи старца как-то уладить свои житейские дела. Иные даже просили помочь с продажей своего имущества. Так, в конце 60-х однодворец Калыгин, решивший уйти в монастырь, попросил Амвросия продать кому-нибудь свой хутор у деревни Шамордино.

Помещица Александра Николаевна Ключарева была женщина богатая, веселая и вовсе не склонная к монашеству. А муж ее был очень склонен. И уговаривал жену постричься. Уговорил. Госпожа Ключарева постриглась в Белеве под именем Амвросии, но жила при Оптиной в собственном доме возле монастырской гостиницы. И при ней - две ее внучки, близняшки Вера и Люба. Их мать умерла после родов, а отец где-то жил своей жизнью. Вот Амвросий и предложил Амвросии купить для девочек землю Калыгина. Бабушка охотно согласилась.

В 1881 году Амвросия умерла, и ее сын стал предъявлять родительские права на одиннадцатилетних близняшек. Он не хотел мириться с тем, что его дочки воспитываются фактически в монастыре. Амвросий предложил компромисс: поместить Веру и Любу в Орловский женский пансион. Его начальницей была духовная дочь старца, так что близняшки оставались под присмотром. Так и сделали. Скоро, однако, выяснилось, что папаша не унимается: снял дачу, хочет, чтобы девочки провели лето с ним. Отчаянию Любы и Веры не было предела. Они-то всю зиму рвались из пансиона в Оптину. Обе почти от рождения прониклись монастырским духом. И слышать ничего не хотели ни о каком отце, ни о какой мирской жизни. С младенческих лет их любимым занятием было богослужение. Вместо баюканий кукол они постоянно устраивали дома молебны. Сами пели и привлекали домашних. Иные даже пугались: что-де это за игры для девочек!? Но Амвросий сказал: «Ничего, пусть молятся, ведь они знают, куда готовятся». И показал взглядом к небу.

Короче, когда стало ясно, что отец вот-вот заберет Веру и Любу, начальница пансиона, не дожидаясь окончания учебного года, погрузила девочек в тарантас крытый рогожей (Амвросий советовал нанять экипаж попроще, чтобы отец не смог узнать дочерей, если встретит в дороге) и отправила в сторону Оптиной.

Эта история кончилась плохо. Через несколько дней по приезде Вера слегла с дифтерией. Через три дня вслед за ней - Люба. Вера умерла быстро, Люба еще долго мучилась. Господин Ключарев, заставший ее в живых, вызвал доктора, но Люба отказалась от его лекарств, пила только святую воду. Просила молитв Амвросия и образок. Старец прислал распятие. «Значит, опять страдать», - сказала она.

По правде говоря, гибель девочек была давно уже предрешена. Еще когда они были совсем маленькими, Вера как-то спросила Любу: «Ты хочешь жить?» И та ответила: «Нет». Тогда Вера сказала: «Я все думала об этом и решила, что дольше двенадцати лет жить не стоит». Люба: «И я дольше не хочу жить». Так сестры беседовали многократно. И умерли за полтора месяца до своего двенадцатилетия.

Разумеется, прозорливый старец знал об их смерти заранее и задолго готовился к ней. Едва Амвросия купила хутор для девочек, как уже началось строительство, которым издали, исподволь руководил Амвросий. При этом Амвросия все удивлялась, зачем это батюшка предлагает такую странную планировку дома: большая зала в восточной части, а остальные комнаты - много клетушек. Это как-то не соответствовало представлениям помещицы о нормальном человеческом жилье. Но, будучи полностью под влиянием Амвросия, Амвросия не могла ему ничего возразить. Когда же умерли внучки, вдруг стало ясно, что столь странная планировка дома, поостренного в Шамордине, совсем не случайна.

Дело в том, что в завещании Амвросии (сделанном по благословению Амвросия) было сказано, что в случае смерти внучек, которым вообще-то отходило Шамордино, в нем должна быть устроена женская община. И на ее содержание был оставлен еще некоторый капитал. В результате смерть Веры и Любы положила начало новой обители, в активе которой уже изначально был удобный для сестринского общежития дом. А также - земля и денежные средства.

Грубый циник тут скажет: ну, все ясно. Мол, Амвросий стремился завладеть имуществом помещицы Ключаревой. Циник с фрейдистскими замашками скажет иначе: да, стремился, но бессознательным образом и - в самых благовидных целях, не для себя. Кощунство и глупость. Если кто и хотел прибрать к рукам Шамордино, то уж точно не Амвросий. А кто? Вот посмотрим: первыми тридцатью насельницами Шамординской общины стали женщины, жившие в Оптиной при Амвросии, а также - служившие ее внучкам. Эти общинницы и в дальнейшем, когда Шамординская обитель разрослась, оставались особой группой, которая даже носила специальное именование: ключаревские. Я вовсе не говорю, что эти женщины (некоторые из них были еще крепостными Ключаревых) могли что-нибудь предпринять для того, чтобы завладеть Шамординым, или имели хоть какое-нибудь претензии на него. Но, согласимся, есть высшая справедливость в том, что именно они наследовали госпоже Ключаревой. И для этого есть даже определенные сакральные основания.

Чтобы это как следует понять, надо вспомнить о той новой религии, которая с начала 19-го века постепенно стала овладевать российским обществом (я о ней уже , рассказывая об оптинских старцах). Божеством ее был Народ. Не народ (с маленькой буквы) как масса, толпа, население, но Народ как некая божественная сущность, которой поклонялись в лице просто народа, живых мужиков. Русская классическая литература (которую можно рассматривать как мифологию) наполнена образами всякого рода Платонов Каратаевых, Мужиков Мареев, Хорей и Калинычей. Это все «типичные представители народа», идеальные сущности, иконы. Однако какое отношение имеет реальная человеческая масса к тому идеальному существу, которое предносилось взору русского интеллигента, боготворящего народ? Самое прямое, ибо народ - богоносец. Каждый отдельный представитель народа может оказаться - ну, полным говном. Но народная протоплазма в целом - субстрат божественного Народа, который может проглянуть в любом мужике. Как, впрочем, и в представителе любого сословия.

Конечно, народопоклонники кадили Народу вполне бессознательно, не понимая толком, кому кадят. Русская мысль не посмела отделить бога (Народа) от его носителя (народа-богоносца). Потому что за разговоры о несанкционированных божественных сущностях можно было весьма поплатиться. К тому же все были ослеплены пропагандой, проводимой государственным православием в интересах еврейского бога, который, между прочим, изначально является , но только - еврейским, богом Авраама и Иакова. То, что он заключил союз с евреями, как раз и означает, что он - их национальный бог. Впрочем, у каждого народа есть свой божественный Народ.

В период формирования национальных государств (19-й век) весь мир (европейский) обратился к народным корням. В них искали основы национальной идентичности. И Россия тут не отставала. Ради курьеза: будущий славянофил Иван Киреевский в своем «Европейце» как раз предостерегал от того, чтобы подражать европейскому поиску национальных корней. Там, мол, «просвещение и национальность одно, ибо первое развилось из последней». А у нас «искать национального - значит искать необразованного». Это было написано в 1832 году, во второй части статьи «Девятнадцатый век». Но и много позднее Киреевский (уже сблизившийся с оптинским старцем Макарием) демонстрировал столь же полное непонимание сути проблемы: простой русский народ у него стал носителем подлинных христианских начал. Не языческих. И даже - не собственно народных…

Подобного рода недоразумениями переполнено русское любомудрие, путавшее народ и Народа. Но сегодня не так уж и трудно уловить эту разницу: народ - это то, что назвал массами, а Народ - то, что Юнг назвал нуминозом. Нуминозная сущность - это совершенно реальный и активно действующий демон, существо со своими таинственными заморочками и конкретными целями, способное вдруг схватить вас за горло и превратить в пророка, героя, подонка или придурка. Народ-нуминоз явился из недр коллективного бессознательного народа. И натворил руками этого народа много чего. Например, совершил революцию. Ее массовый энтузиазм (одержимость) и массовые же убийства (жертвы) - суть деяния Народа, берущего священный реванш, карающего свой народ за религиозную слепоту.

Ниспровергнув еврейского бога, Народ создал народную теократию, накормил (что бы там ни говорили) и обеспечил медицинской помощью население, разгромил германского бога-нациста, которого натравливали на Россию (Юнг и ), вышел в космос, наконец. Но так и не был идентифицирован в качестве бога, от которого зависит человеческая жизнь. И в частности - судьба правителей. Те, кто всуе поминал его имя («все во имя Народа»), были выброшены на помойку. Пришедшие им на смену ублюдки еще заигрывали с Народом под именем Электората. Теперь даже этого нет. Враги Народа пытаются снова загнать его в подполье бессознательного. Дело кончится кровью, когда станет нечего жрать.

В 1890 году, в период бедственного голода , потрясшего Россию, Амвросию явилась Богородица, парящая над хлебным полем в излучине Серены у Шамордина. Старец набросал эскиз видения и заказал своему ученику Даниилу (а в прошлом академическому живописцу Дмитрию Болотову) икону на этой основе. Получилось не слишком канонично, зато очень красиво: женщина с распростертыми руками благословляет в полете урожай. Амвросий назвал этот сюжет «Спорительница хлебов». Нашлись, конечно, ортодоксы, которые говорили, что это не православная икона, а просто какая-то картина. Но Народ в тот момент уже овладел душами православных. Икона в тысячах списках расходилась по стране. И помогала при засухе, неурожаях.

Шамординский монастырь (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Не заметить монастырь нельзя - его главный храм расположен поблизости от деревни Шамордино, на вершине поросшей лесом горы. Высокий 15-главый собор, декорированный в русском стиле, издали кажется не то ожившей картиной Васнецова, не то шлемом витязя из древней былины. Уже у подножия вы почувствуете, что оказались в особенном месте. Доверьтесь своим чувствам - это действительно так.

Другая Россия

Коптящие трубы заводов и мануфактур, рев фабричных гудков - вот образ России конца 19 века. Но совсем рядом с промышленной Москвой, в тихой Калужской губернии незаметно происходит то, что в православии называют «духовным деланием». По благословению оптинского старца Амвросия в 1884 г. основывают новый монастырь - Казанскую женскую пустынь. За считанные годы обитель быстро разрастается, принимая даже самых бедных и обездоленных женщин - тех, кому дорога в другие обители была закрыта. Благодаря щедрым пожертвованиям московского чаеторговца С. В. Перлова возводятся многочисленные мастерские, монастырская трапезная, больница и главное украшение пустыни - Казанский собор. Перед первой мировой войной пустынь стала домом для почти тысячи монахинь и принимала паломников со всей России.

От монастыря к трудовой коммуне

Революция и гражданская война не пощадили обитель. Чтобы спасти монастырь от разорения и конфискации церковных ценностей, сохранить кров и пищу монахиням, в 1918 г. настоятельница игуменья Валентина (Розанцева) приняла непростое решение - просить новые власти о переименовании монастыря в трудовую коммуну. Нелегкий выбор... но он продлил жизнь обители на 5 лет. Лишь в 1923 г. монастырь расформировали окончательно: имущество было конфисковано, собор лишен крестов и обезглавлен, а окрестные земли передали соседнему колхозу. Изгнанных монахинь ожидали аресты, тюрьмы, ссылки и очень многих - мученическая смерть. Игуменья Валентина не увидела гибели монастыря и поругания святынь - она умерла в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны на территории пустыни располагался военный госпиталь. Сложно в это поверить, но хирурги в ходе многочисленных операций не потеряли ни одного раненого! Считать это чудом или нет, пусть каждый решает сам.

Возрождение

После 70 лет гонений Русская православная церковь начинает постепенно возвращать потерянное. 15 мая 1990 г. в ведение Московского патриархата передают и Шамординскую обитель. В том же году возобновляется монашеская жизнь и начинается реставрация построек. Самой трудной задачей было восстановление Казанского собора - в алтаре стоял проржавевший комбайн, стены закрывала огромная карта СССР, а пол было сложно разглядеть из-за груд мусора и битого кирпича. Лишь к 2005 г. собор удалось возродить в былом великолепии.

Реставрация обители во многом осуществлялась силами самих монахинь. Когда будете разглядывать великолепное убранство Казанского собора, вспомните о том, что иконы, витражи и вышитые бисером оклады - все это сделано в мастерских обители женскими руками.

Монастырь сегодня

Казанская Амвросиевская женская пустынь в наши дни имеет статус ставропигиальной. Это означает, что обитель подчиняется не епархиальному начальству, а непосредственно патриарху - таких монастырей за пределами московской области всего 5, и пустынь достойна высокого звания: помимо главного собора, в обители есть храмы в честь преподобного Амвросия Оптинского, храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и Троицкий храм. Нельзя забыть и купальню у «Живоносного источника», к которому ведет лестница из 200 с лишним ступенек, богадельню постройки 1902 г., больницу, старую водонапорную башню, больше похожую на средневековый донжон, а также трапезную, в которой гости могут отведать блюда настоящей монастырской кухни. Добавьте красоту среднерусской природы, великолепный вид на реку Серену со специально оборудованной смотровой площадки, тишину, спокойствие, кристально чистый воздух... и вы поймете - даже самому закоренелому атеисту стоит здесь побывать.

Практическая информация

Территория монастыря открыта для посещения круглый год ежедневно с 8:00 до 20:00. Визит бесплатный.

Точный адрес: Калужская область, Козельский район, Шамордино. Если вы на машине, то до деревни по навигатору, а дальше на глаз - курс на купола Казанского собора (расстояние от Москвы порядка 280 км).

Как добраться общественным транспортом: от метро «Теплый стан» автобусами на Козельск, Хвастовичи или Сосенский. Выйти нужно в поселке Каменки, не доезжая до Козельска. Далее либо местным транспортом, либо (для сильных телом и духом) около 10 км пешком по указателям на Шамордино.