Красивая дорога в румынии. Трансфэгэрашское шоссе

Покинув , мы уже мысленно ехали в Беларусь. Тем не менее, перед нами ещё стояла одна обязательная цель в Румынии - Трансфэгэрашское шоссе. Эта легендарная узенькая дорога открыта на сквозной проезд немногим более двух месяцев в году и некоторыми "авторитетными изданиями" признана одной из красивейших дорог в мире. За неполных 40 лет существования она успела стать одной из визитных карточек Румынии.
Откинув весь снобизм и выпендрёж могу сказать, что дорога и окружающая природа действительно потрясают. На день мы стали детьми, с открытыми ртами глазея вокруг и не стесняясь громко и восторженно высказывать эмоции. Ниже - попытка передать то восхищение, которое мы испытали преодолевая эти 150 километров.

1. В сети румынских дорог, Трансфэгэрашн имеет обозначение "7С". Если ехать со стороны Бухареста, она начинается от города Питешти. Первые 30 километров пролегают по обычной равнинно-степной Румынии, вдоль убогих румынских и цыганских деревень. Покрытие на всей трассе среднего уровня: присутствуют ямы, трещины и неровности. Всё это вместе на первом участке от Питешти дало почву для сарказма по поводу "одной из самых красивых дорог в мире". Впоследствии сарказм быстро улетучился.
Единственный город на трассе - Куртя-де-Арджеш - выглядит очень неплохо для румынского "райцентра". Шутки шутками, а когда-то Куртя-де-Арджеш был столицей княжества Валахия. По большому счёту, город является границей, после которой начинается собственно Трансфэгэрашская трасса в своём исконном понимании.
На фото - Королевская церковь св. Николая в Куртя-де-Арджеш (Biserica Domnească din Curtea de Argeș). Постройка 1352-го года выполнена в форме "греческого креста". Имеет высокую ценность как яркий пример средневековой румынской архитектуры, ещё более ценны росписи внутри:

2. Сразу за Куртя-де-Арджеш сельская цивилизация заканчивается, остаётся лишь нечастая и кучная туристическая инфраструктура да редкие горные деревни, расположенные в стороне от дороги.
Трасса была построена в 1970-1974 годах по инициативе диктатора Николае Чаушеску (того самого, что снёс половину старого города в Бухаресте и построил на его месте гигантский ).

3. Примерно километрах в 10-20 от Куртя-де-Арджеш мы начали балдеть от окружающих красот, улыбаться и судорожно фотографировать всё вокруг. В принципе, уже здесь можно было бы сказать, что съездили не зря.
При виде мостов и прижимов впереди, поначалу становилось немного нервозно - нам ведь предстояло туда ехать. На дальнем утёсе видно два мостика над пропастью, приближенные на следующей фотографии. Мы смотрим на них снизу вверх и видим приличную высоту над обрывом и кажущуюся хлипкость конструкции. Разумеется, внутри просыпается боязнь высоты:

4. Официальной причиной строительства считается страх Чаушеску перед советским вторжением в Румынию. Насмотревшись на русские танки в Праге, он решил прорубить дорогу через мощный горный перевал, якобы для беспрепятственной переброски войск к Бухаресту. Зачем - я, честно, не понимаю. Трансфэгэрашская трасса с двух сторон на сравнительно небольшом расстоянии дублируется гораздо более проходимыми, широкими и доступными дорогами. Да и расстояние, которое она позволяет преодолеть, мало в масштабах страны. Возможно он предполагал, что перекрыв основные трассы, тупые совки не доберутся до секретной горной дороги. Наконец, напади СССР на Румынию в осенне-зимне-весенний период, ценность этой дороги тут же упала бы - шанс застать её непроходимой резко бы возрос.

5. После сухой и жаркой равнинной Румынии, которая для нас закончилась, в общем-то, только в Куртя-де-Арджеш, находиться в горах очень здорово, просто блаженство. Здесь в меру прохладно, свежий и вкусный воздух, кругом бесчисленное количество речек и ручейков с прозрачной водой.

6. Материальные и трудовые затраты на строительство трассы были не столь титаническими, как на возведение Дворца Парламента, но всё равно огромны. Потрачено 6000 тонн динамита. Официально погибло около 40 человек. Неофициально - только на строительстве плотины Румыния потеряла около четырёх сотен человеческих жизней. Большая часть строителей были военными.

7. Проехав небольшой, но очень живописный участок подъёма по склонам полулысых скал, мы въезжаем в тоннель. На фото ниже выезд из тоннеля - слева, в скале. Представьте себе, что мы ощутили на выезде, увидев гигантскую плотину и живописное горное озеро. Кстати, в скале справа виден ещё один въезд в тоннель - это какая-то небольшая горная грунтовка, ответвляющаяся от Трансфэгэрашского шоссе. Судя по некоторым картам, она огибает озеро с другого берега. Дорога там убитая в хлам ещё до въезда в тоннель, из которого пару раз выезжали груженые лесовозы. В следующий раз (а я хочу туда вернуться) надо будет попробовать туда сунуться:

8. Плотина построена в 1965-м на реке Арджеш для генерации электричества, орошения и предотвращения наводнений. Сама ГЭС находится под землёй и имеет номинальную мощность 220 Вт.
На горе, возвышающейся над плотиной на берегу озера, высится статуя Прометея с молнией в руках, как символ покорения электричества:

9. В результате строительства плотины получилось изумительной красоты озеро Видрару, протянувшееся в ущелье между горами на 10 с лишним километров. Вода в нём бирюзового оттенка, берега - зелёные. Удивительно, но перед нами пример завораживающего своей красотой природного объекта, созданного руками человека:

10. Не понимаю, в чём была стратегическая соль этой дороги, но достопримечательность Чаушеску оставил стране знатную, на уровне египетских пирамид.
По трассе едут достаточно медленно: народ любуется красотами. По номерам проезжающих машин можно изучать политическую карту Европы - видели почти всех. На самых крупных стоянках и смотровых площадках происходит какой-то Вавилон и полная дружба народов: итальянцы попросили их сфотографировать, с поляками просто рядом постояли на горы полюбовались, немцы тут водят хуже всех, а румыны им всем что-нибудь продают.

11. Дорога внизу - служебная трасса, ответвляющаяся от основной километров за 10 до озера (мост на фото 3) и идущая к плотине более коротким путём, по низу. Заканчивается она у подножия плотины, в то время как мы, проехав по основной, - стоим наверху:

12. Когда мы были на смотровой площадке плотины, пошёл ливень. Мы дождя не видели уже больше двух недель, с Киева. Промокая в своё удовольствие, поехали дальше. В принципе, мы были довольны и счастливы, плотины с горами хватило для экстаза. Если бы трасса на этом месте закончилась, мы бы всё равно признали её одной из самых красивых в мире и с удовольствием её вспоминали. Но самое интересное ещё было впереди.
После плотины трасса долго петляет по лесу, постепенно поднимаясь вверх. Тут уже начинает закладывать уши и болит голова. Становится холодно. При этом, по сторонам - лес, и осознать, что ты находишься на склоне можно только выйдя из машины и пройдя несколько метров в сторону. Из окна автомобиля этот участок выглядит уже не так интересно.
Далее дорога выходит на живописную высокогорную прямую:

13. Здесь настолько свежо, хорошо и уютно, что хочется остановиться и просто побыть наедине с природой. Даже несмотря на то, что румыны, чьи вынудили нас рвануть в Беларусь вместо продолжения вояжа по Румынии, умудрились загадить мусором и этот уголок:

14. Сказано-сделано. Через пару километров нашёлся очень уютный туристический комплекс у подножия гор. Здесь пришлось впервые за всю поездку доставать из чемодана тёплые вещи, лежавшие сложенными с самой Москвы. Здесь же нам ещё раз доказали, что румынская кухня прекрасна:

15. Почему это место столь замечательно? Мало что ли гор в мире?
Ну, во-первых Трансфэгэрашское шоссе даёт возможность на своей (ну или на прокатной) машине с комфортом подняться на высоту 2034 метра, по нормальной (по нашим меркам) дороге, с двумя полосами на всём протяжении. Т.е. тут горы может посмотреть самый обычный человек, а не подготовленный альпинист.
Во-вторых, горы эти безумно живописны, с парой просто-таки уникальных мест.
В-третьих, Румыния, несмотря на все мои придирки в , - мирная и цивилизованная страна. Здесь нет войн и бандподполья.
В-четвёртых, здесь есть минимум сервиса, хорошего, но не дорогого, европейского уровня. Он не гадит природу, цены не задраны под потолок, но есть возможность перекусить и отдохнуть с комфортом.
Тихий и уютный горный участок преодолён. Из-за тумана начинает проглядывать махина хребта:

16. Трасса берёт своё название от горного массива Фэгэраш, который она пересекает. Этот участок Южных Карпат собрал в себе высочайшие вершины страны. Дорога пересекает его на примерно одинаковом расстоянии в 5-15 километров от двух из них: горы Молдовяну (Moldoveanu) - самой высокой точки Румынии - и Негою (Negoiu).
В долине перед хребтом начинается настоящая феерия. В этом огромном пространстве, расположенном на широких горных склонах, обозреваются зелёные луга, заваленные камнями, и множество водных потоков. Дорога петляет по склонам, медленно ведя нас на самый верх. Пока мы поднимались, останавливаясь едва ли не на каждом повороте, в долину заполз туман. Он, как и мы, двигался вверх, догоняя нас:

17. Туман оказался быстрее: сначала он закрыл нам виды вниз, откуда мы приехали, а потом и нас накрыл:

18. Мы бродили по тропинкам в тумане, дышали прохладным влажным воздухом, садились на валуны, опускали руки в воду горных ручьёв и слушали тишину, прерываемую редкими окриками других туристов. Ощущения от этого места остались какие-то потусторонние, как будто это не на Земле:

19. Вода течёт всюду, перемещаясь сверху вниз. Десятки маленьких ручейков стекают по камням долины, объединяясь и становясь речками. Вода стекает в основном по пологим склонам, проходя через специальные канавы под дорожным полотном:

20. Может вода и откровенно по скалам сползать:

21. Отдельная тема - это встреченные на высокогорье животные. Помимо осла, с головой залезшего в машину и из-за этого получившегося не в фокусе на фото, видели лошадь. Из "ёжика в тумане", очевидно:

22. Поросята обаятельные безмерно. Бегали, похрюкивали, притворялись мёртвыми (не знаю, что они на самом деле делали лёжа без движения по несколько минут), купались в грязи.
На площадке у дороги остановилась группа суровых на вид словацких байкеров. Хмуря брови, они слезли с мотоциклов, взяли в руки фотоаппараты и принялись гоняться за хрюшками. Одна из свиней в ответ, искупавшись в грязи, вытерлась о сверкающий глушитель одного из байков.

23. Ну и конечно бараны и овцы. Их тут сотни. Видели и вдалеке, на лугах, и прямо перед носом. На них смотрели все. Некоторые психологически неустойчивые люди начинали блеять, подражая овцам, голоса которых наполнили всю долину:

24. Огромное стадо на максимальном приближении:

25. Пастух в данном случае совсем не одинокий - с этими стадами они справлялись минимум вчетвером, направляя бараньи потоки друг другу по склону горы:

26. При всей кажущейся неуклюжести, эти ребята на своих копытах удивительно здорово держатся на почти вертикальных поверхностях:

27. Венцом дороги является туннель Капра (по имени реки и озера, находящихся в непосредственной близости). Здесь мы бросаем взгляд на южный склон хребта, пересекаем тоннель и выезжаем уже с северной стороны.

28. Это - высшая точка подъёма. После тоннеля дорога столь же живописно спускается вниз. Здесь проходит граница исторических областей Румынии - Валахии и Трансильвании.
Сразу после тоннеля, на северной стороне, раскинулся немаленький базар, на котором торгуют как румынскими промыслами и вкусняшками, так и всяким китайским сувенирным фуфлом. Здесь же - несколько гостевых домов. За поворотом, на плато, тут расположилось ледниковое озеро Быля (Bâlea) и одноимённый водопад. Мы не знали заранее об этом и в итоге не подъехали, хотя находились метрах в десяти от него. Это чудовищное упущение ещё раз намекает на то, что в Румынию мы ещё вернёмся:

29. Время пролетело незаметно. Утром мы выехали из Бухареста, проехали от силы километров 250, а день уже клонился к концу. От переизбытка впечатлений и перепада высот усталость брала верх над организмом. Мы начали спуск.
Туман оказался неожиданно настолько густым, что не стало видно вообще ничего. Наступила темнота, словно на землю резко спустилась ночь. Ехали очень медленно, ориентируясь на противотуманные фонари впереди идущих машин. Мы ещё не знали, что на протяжении почти половины спуска сбоку от нас, за символическим отбойником, была самая настоящая пропасть:

30. С севера горный массив Фэгэраш заканчивается резко. Сразу после спуска становится светло и ясно, мы выезжаем на равнину, по сторонам - живописные луга, за спиной возвышаются горы. Мы направляемся в трансильванский город Сибиу, про который я расскажу в следующей части.

31. Визуальная разница между Валахией и Трансильванией огромна. Проехав через горы, мы словно попали в другую страну. В Трансильвании относительно чисто, много тихих безлюдных деревень, температура комфортная для жизни, кругом - крыши из тёмной черепицы.
Мы не смогли так быстро распрощаться с горами. У нас был ещё день. Бегло осмотрев Сибиу с утра, обедать мы вернулись к тоннелю Капра.
Итак, на следующий день мы снова покоряем Трансфэгэрашскую трассу. Перед подъёмом со стороны Сибиу, на трассу нанизана трансильванская деревенька Картишоара, живущая за счёт сдачи домов туристам:

32. Денёк выдался ясный. Поднимаясь вверх, мы в полной мере насладились видами, которые вчера были закрыты туманом. А заодно увидели, вдоль какой пропасти мы ехали, не подозревая об этом.

33. В отличие от южной стороны, подъём здесь резкий - со склонов хорошо видны поля у подножья горы и деревеньки на горизонте:

34. С южной стороны извилистых лесных ущелий нет. Здесь, в ясную погоду, перед нами во всей своей фантастической красе предстало масштабное природное величие Карпат:

35. На трассе много вот таких укреплений-галерей в местах возможного камнепада и схода пород. На вид кажется невозможным, что крыша на тоненьких ножках держит на себе кусок скалы. Когда она, интересно, обвалится?

36. На южной стороне склона хребта подъём осуществляется почти что в одной и той же вертикальной плоскости. При езде по трассе здесь кажется, что координаты машины меняются только вверх-вниз, а на горизонтальной проекции это больше похоже на колебания, т.к. дорога змейкой поднимается наверх:

37.

38. Очень яркий типаж девушки из какой-то североевропейской семьи. К сожалению, она, наблюдая за баранами, не удержалась от соблазна и тоже заблеяла, начав им подражать:

39. Дорога поднимается по ущелью между двумя параллельными отрогами, двигаясь в сторону тоннеля, расположенного наверху и по середине, в том месте где отроги сходятся. Для ориентира - снято уже сверху:

40. Никакие фотографии, никакие слова этого не передадут. Надо видеть.

Сомнение в том, что мы зря уезжаем из Румынии, зародилось в Бухаресте. На Трансфэгэрашской трассе мы это поняли очень отчётливо. Но было уже поздно.
Следующая часть про город Сибиу станет заключительной в румынской серии.

HELL – именно это короткое слово какой-то шутник написал при въезде на одну из самых красивых дорог в мире. Я увидел эту надпись боковым зрением и она тут же исчезла под колесами автомобиля. Пока я думал, что неплохо было бы сфотографировать ее для блога или отчета о поездке, впереди показался знакомый по фотографиям и передаче Top Gear крутой серпантин. Моя маленькая мечта начала сбываться. Это был Трансфагараш, вторая по высоте горная дорога, которая по разным оценкам входит в десятку самых опасных дорог в мире. Дорога через Трансильванию проложенная по карпатским хребтам под командованием Чаушеску в 70-х годах всего за неполных 4 года. Говорят, в военных целях, но я не представляю как можно быстро пройти военной технике эти 100 километров узкого серпантина. Скорее имелось ввиду развитие слабенького в то время туристического потенциала Румынии.

Забегая вперед честно скажу, что если соблюдать скоростной режим и не выезжать на встречную, ничего страшного случиться в принципе не может. Если конечно вы едете по Трансфагарашу в летнее время и если на встречку не выскочит какой-нибудь горячий парень на спортивном Астон Мартине. Парочку спорткаров я там увидел, трасса необычайно популярна у любителей экстремальной езды. В общем слово «Нell» кто-то написал скорее всего под воздействием нахлынувших эмоций.

1.

2.

Трансфагараш – один из самых красивых горных серпантинов в мире, с легкой руки неповторимого Джереми Кларксона (Top Gear)названа лучшей дорогой для спортивных автомобилей. Проехать по ней было моей крохотной мечтой уже несколько лет. Хотя мечтой, наверное, должно быть что-то большое, великое и пафосное, или хотя бы что-то очень далекое. Поэтому, назовем поездку по этой дороге - мечтой-карликом, которая осуществилась этим летом. Шоссе Трансфагараш открыто только два месяца в году – июль-август и я спланировал наше летнее автомобильное путешествие по Балканам и Греции как раз исходя из этого. Румыния вообще оказалась очень самодостаточной страной для путешествий и я в ближайшее время собираюсь туда еще разок, протестить местные горнолыжные трассы.

3.

4.

5.

6.

7.

Немного информации. Дорога начинается, если ехать со стороны Брашова, с пересечения автодороги Брашов-Сибиу в районе городка Фагараш и заканчивается условно в местечке Куртя-де Арджеш. Длина примерно 100 километров. Самая красивая часть как раз находится между городом Фагарашом и перевалом. Именно там дорога почти полностью состоит из серпанинов со слепыми поворотами. Средняя скорость примерно 40 км. в час, т.е проехать всю дорогу без остановок можно примерно за 2-3 часа. Но без остановок проехать ее невозможно, ну разве что заставлять себя огромным усилием воли не смотреть на окрестные красоты. Погода менялась радикально: до перевала туман и облачность (см. фото), по другую сторону ясно и солнечно (см.фото).

Мало того, что дорога красива сама по себе, так еще и обалдеть какие живописные окрестности. Бесконечный серпантин до самого перевала прерывался сползающими с гор потоками воды – которые больше похожи не на водопады а на плач горных склонов. К этому добавлю свои просто кайфовые ощущения от вождения. Жаль, что у меня нет спортивного Астон Мартина, как у ведущего Top Gear.

8.

9.

10.

Румынские Карпаты совсем не похожи на наши родные украинские горы. Они повыше, местами напоминают Альпы или Пиренеи.

11.

12.

На перевале мой альтиметр в часах показывает чуть более 2000 метров. Отсюда открываются потрясающе красивые виды, частично скрытые туманом и облаками. С перевала уходит большинство пешеходных маршрутов на окрестные вершины, жаль у нас всего один день для всей этой красоты. Есть несколько гостиниц, но мы ночевали в долине накануне, неподалеку от городка Фагараш, кстати очень красивого, я подумывал даже остаться там на денек, но решил не менять планов.

13.

14.

После перевала дорога не такая веселая, серпантин немного распрямился, зато водопады стали больше похожи на настоящие водопады, а не на слезы. Обычно летом (видел в других отчетах) воды совсем нет, а здесь просто Ниагара какая-то… Даже залезть на камень и сфотографироваться не грех… (одна из нескольких фоток со мной за всю поездку).

15.

16.

17.

18. Я здесь для понимания масштаба... :)

Кое какие опасности на этой дороге все же присутствуют. Главная - падающие камни, некоторые величиной напоминают херсонский арбуз, весят правда намного больше. Один из таких метеоритом пролетел сзади моей машины при прохождении поворота. Если бы я ехал немного медленнее или появился бы там раньше на пару секунд - получил бы в лучшем случае дыру в крыше или лобовом стекле. Пришлось остановиться чтобы запечатлеть это НЛО и убрать его с дороги.

19.

Кроме водопадов и живописностей следующая аттракция – живописное водохранилище, образованное дамбой Бараджул Видрару. Сооружение грандиозное, румыны здесь много чего наворочали – сколько бетона, чтобы перекрыть водяной поток, не забыли и про туристов – возле дамбы смотровая площадка - бесплатная.

20.

21.

22.

Водохранилище похоже больше на альпийское озеро со скалистыми берегами, пляжами и местами отдыха. По-моему, оно стало любимым местом отдыха местных жителей. Может поэтому, а может все-таки виной всему менталитет – но вокруг очень много мусора. Надеюсь, что его все таки убирают. Аналогичные места в Австрии или Словении и даже у нас в Карпатах на порядок чище.

23.

24.

Кстати, на всем протяжении шоссе Трансфагараш стоят палатки. Здесь, в отличие от заорганизованной западной Европы, кемпингов практически нет и денег за стоянку с палаткой никто не берет. Отсюда, наверное, и мусор на обочинах, в котором копаются такие вот симпатичные ослики.

25.

26.

Общее впечатление – трасса далеко не адская, хотя действительно крутая и живописная. Румыния приятно удивила, и не только Трансфагарашом.

Полный отчет об автопутешествии по Румынии на моем сайте:


Надо сказать, мы не являемся почитателями спорткаров и той индустрии, которая с ними связана, но, когда мы прослышали про «самую красивую дорогу в мире» по мнению парней из Top Gear, мы не смогли, проезжая мимо, проехать мимо. Находится эта дорога в Румынии и называется Трансфэгэрешское шоссе.

Протяженность дороги примерно 160 километров, если «прикинуть» от поворота на нее в окрестностях города Сибиу до конечной точки — города Питешти. Мы проехали по ней всего километров 50, потом надо было возвращаться, потому что у нас (как всегда) стало заканчиваться топливо. Что поделать, это наша такая характерная черта, с умственными способностями не связанная, скорее, с духом авантюризма)


2.

Дорога была построена в начале 70-ых годов по приказу Николае Чаушеску. Строили ее военные в качестве «секретного объекта», если вдруг понадобиться быстро уехать из Бухареста в горы и занять там оборону. Или сам Чаушеску готовил себе «пути к отступлению». Но, как показывает история, это ему не помогло. Зато денег было потрачено столько, что даже сложно себе представить.


3.

Сейчас эта дорога стала объектом туристическим и для того, чтобы просто попасть в Бухарест ею не пользуются — для этого есть хорошие транзитные трассы. На Трансфэгэреше можно увидеть тех, для кого интерес представляет именно сама дорога и те виды, которые открываются с самых высоких ее точек.


4.

Мы оказались на этой дороге в субботу и узнали, что для местных приехать сюда в выходные на пикник то же самое, что для нас поехать на дачу. Трафик был оголтелый! Ближе к обеду добавились бегуны, велосипедисты и автобусы с туристическими группами. На каждой смотровой площадке уже что-то жарили, распивали и, к сожалению, разбрасывали. Да, обочина дороги очень замусорена! Первая мысль, которая возникла, глядя на все это «безобразие» - надо брать деньги за въезд. Это же туристическая дорога и плата будет выглядеть вполне логично. Зато за эти деньги можно нанять какую-то службу, которая бы следила за чистотой.


5.


6.

На горной трассе есть несколько широких плато, на которых по выходным раскладываются «коробейники». Чего здесь только не продают!


7.


8.


9.


10.

Именно здесь мы открыли для себя одну сладкую «штуку»: если попробовать прочитать ее название на этикетке и потом вольно перевести это на русский, то получится «крученый калач». Делается он просто, но вкусноты получается необыкновенной.

11.

Сначала на деревянный валик наматывается полоска теста.


12.

Потом это тесто поджаривается на «мангале». Надо постоянно крутить, чтобы не пригорело.


13.


14.

А потом «калач» посыпают сахаром с разными вкусными добавками (например, с корицей) и упаковывают, пока еще горячий.


15.


16.

Есть его надо так - кладешь в рот «хвостик» и жуешь, постепенно разматывая. Поэтому и брать его надо «с пылу — с жару», потому что, когда «калач» остывает, то он не разматывается, а ломается. Хотя, все равно остается вкусным!

17.

На одной из таких больших стоянок мы увидели фуникулер, который, правда, не работал. Хотя, может, он работает только зимой, в то время, когда сама дорога полностью скрывается под снегом. Поэтому и открыта она для автомобилистов только 3 месяца в году — с июля по октябрь.


18.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.

Трансфагараш - самый красивый горный серпантин в Европе. И одна из самых опасных дорог в мире. Это шоссе в Карпатах соединяет Валахию и Трансильванию. Извилистая трасса длиной около ста километров проходит насквозь через всю горную гряду. Описывать виды, которые вокруг открываются, просто глупо. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. Высокогорные озера и водопады, невероятный серпантин, грозные скалы и розовые горы, одна из крупнейших в мире плотин - здесь есть на что посмотреть. Лично для меня Трансфагараш стал главным открытием этого года. Путешествий было не мало, но это место оставило самые яркие впечатления. Фото, впечатления и полезная информация - в моем репортаже.

Дорога идет через горный массив Фэгэраш. Максимальная высота, на которой проходит шоссе, 2034 метра. Это всего на тридцать метров ниже Говерлы. Горы вокруг - раза в полтора выше украинских.

2.

Для начала, по традиции, история в двух абзацах. Трассу из Валахии в Трансильванию решил построить легендарный румынский диктатор Николай Чаушеску. Трансфагараш строили солдаты четыре года, с 1970 по 1974. Трассу планировали использовать в военных целях. Якобы Чаушеску испугался вторжения в Чеховловакию в 1968 и решил обзавестись обходными путями. Типа дорога нужна была для переброски войск через Карпаты. Мне кажется странным такое предназначение этой дороги. Даже не могу представить себе танки на узком серпантине. В версию о том, что Трансфагараш построили для развития туристической привлекательности Румынии, я верю больше.

3.

4.

Если присмотреться, то можно увидеть дорогу и небольшой туннель. Никаких отбойников нет. Сразу за крайней полосой - обрыв.

5.

Белая полоса - водопад Быля. Скоро мы к нему подъедем.

6.

Чтобы проложить дорогу пришлось взорвать часть окрестных гор. Википедия говорит, что на это ушло шесть тысяч тонн динамита. Без жертв не обошлось, за время строительства трассы погибло почти 40 человек.

7.

8.

9.

Виды вокруг шикарные, но остановиться и насладиться ими можно далеко не везде. Дорога узкая, обочина, на которой можно припарковаться, встречается редко.

10.

11.

Наверх можно подняться не только по трассе, но и на канатной дороге. Не для слабонервных)

12.

Трансфагараш входит в десятку самых опасных дорог в мире. Трасса открыта всего два месяца в году - в июле и августе. В другое время проезд заграждают бетонными блоками, можно разве что на мотоцикле протиснуться - на свой страх и риск.

13.

14.

Трансфагараш считается красивейшей дорогой Европы и одним из самых живописных в мире. Всего сто километров - от северных до южных склонов Карпат.

15.

На шоссе особо не разгонишься. Быстрее 50 км/ч ехать не получится. Реально весь путь с учетом остановок занимает часа четыре.

16.

В 2009 на этой трассе тестировали спорткары ведущие программы Top Gear. С легкой руки Джереми Кларксона Трансфагараш начали называть лучшей дорогой для езды на спортивных авто. Ну, хз, честно говоря.

17.

Самая красивая часть - первые 30 километров, если ехать с севера на юг. До перевала дорога почти полностью состоит из серпантина и постоянно поднимается.

18.

Потрясающе красивые виды. Разноцветные горы.

19.

Водопад Быля. Он течет с самых вершин и несколько раз трасса проходит прямо возле воды.

20.

21.

На перевале есть невероятно милое горное озеро. Ну прям как с картинки. Называется, как и водопад, Быля. Интересно как переводится - гугл не помог. Вокруг целый туристический комплекс - отели, сувениры, домашние сыры и мясо. С удовольствием бы пожил пару деньков в этом отельчике.

22.

23.

Пожалуй, это главная природная достопримечательность Трансфагараша. После самих гор, конечно)

24.

Это - самая высокая точка дороги, чуть больше 2000 метров. За окном июль и +25, но снежники до конца так и не растаяли.

25.

Наползает туман. Тут это обычное явление и часто густая дымка скрывает все красоты. Но нам повезло.

26.

27.

28.

После перевала оставшиеся две трети пути (70 км) дорога потихоньку спускается.
29.

30.

31.

32.

Очередной водопад.
33.

34.

На каждом лугу пасутся огромные отары. Никогда раньше не видел так много овец. Они тут реально везде.

35.

Самая живописная точка после перевала - озеро и дамба Выдрару. Трасса идет прямо по ней. Сооружение грандиозное. Построили его в 1966. Это девятая по величине плотина в мире и пятая в Европе. Высота - 166 метров. Без широкоугольника тяжко)
36.

Наверху, рядом с апокалиптическим роботом-энергетиком, есть смотровая площадка. К сожалению, не было времени туда карабкаться.

37.

Озеро Выдрару. Скалистые берега, чистая водичка, разноцветные лодочки. Красота да и только.

38.

Но что-то всё-таки выдаёт соцлагерь))
39.

Ныряем в туннель и держим курс в сторону Брашова, к замку Дракулы.

40.

За четыре часа мы проехали Карпаты насквозь. Склоны на южной стороне.

41.

Понравилось? Буду благодарен за лайки и репосты.

Елизавета Ковтяк проехалась по самой захватывающей высокогорной дороге Румынии, которую Чаушеску ценой нескольких десятков жизней проложил через Карпаты с целью защититься от Советского Союза.

Румыния чуть больше Беларуси по площади (238 тысяч км² против 208), но местное разнообразие , языков и ландшафтов поражает воображение. Здесь можно найти почти все, чем богата Европа: роскошные многокилометровые пляжи, города с немецкой архитектурой, горы с заснеженными вершинами и бедные деревни с сумасшедшим ритмом жизни, словно в фильмах Кустурицы. Мое внимание привлек отрезок Румынии длинной в 151 км. В этом месте сходятся невероятная красота природы, гений инженерной мысли и история страны. Я говорю о Трансфэгэрэшанском шоссе, соединяющем Трансильванию и Валахию .

Результат паранойи

Трансфэгэрэшан построили в 1970-ых по приказу Николае Чаушеску с военной целью — соединить Юг и Север страны напрямую. Задача не самая простая, так как в центральной Румынии изгибаются Карпаты, разделяя страну не только культурно, но и географически.

План стройки возник из-за опасения, что Советы вторгнутся в Социалистическую Румынию, чтобы установить свою власть. Эта паранойя развилась у Чаушеску после Пражской весны. Этого, конечно, так и не случилось, и 6 тысяч тонн динамита, которые понадобились для строительства дороги, были взорваны напрасно. Хотя, возможно, это самое красивое из всего, что создавалось с целью защиты от Советского Союза.

Это самое красивое из всего, что создавалось с целью защиты от Советского Союза

Когда оказываешься там, возникает ощущение, что румыны тщательно скрывают, что именно в их горах спрятались самые красивые места континента. Впрочем, как шутят они сами: «Не нужно ничего скрывать — главное не предоставить транспорт, чтобы добраться до места». Проехать сюда можно только на машине или на велосипеде. Ровар как вариант подходит только для супер-подготовленных путешественников, ведь дорога не самая безопасная и там всегда холодно. В Румынии уже в апреле почти везде +20-25 градусов, но в горах продолжает лежать снег. Что касается Трансфэгэрэшана, то с 1 ноября по 30 июня на самый интересный горный участок путь закрыт из-за обледенения дороги.

Начало дороги

Трансфэгэрэшан начинается сразу за городком Куртя-де-Арджеш . В этом горном городке стоит провести хотя бы полтора часа, насладиться ландшафтом, поразглядывать домики, во дворе каждого из которых растет шикарное дерево магнолии, а весной все на главной улице усыпано крупными розовыми лепестками.

Стоит посетить и православный Успенский архиерейский собор , построенный в стиле брынковяну, характерным только для этой местности, похожая «пьяная церковь» есть еще в Черновцах. Церковь настолько красивая и необычная, что вокруг нее возникла легенда о зодчем Маноле, который замуровал свою жену в стенах в качестве жертвы, чтобы построить самый красивый монастырь в мире, правда в конце строительства и сам сбросился с колокольни. Никаких доказательств подлинности этой истории нет. Скорее всего, это самое простое фольклорное объяснение того, как такая красота вообще могла появиться.

Куда заехать по пути

Следуя по Трансфэгэрэшану и увидев первое скопление людей и ресторанчиков, поднимите голову вверх - тут сохранились стены средневековой крепости Poenari (Поенари) . Влад Цепеш, тот самый настоящий граф Дракула, использовал ее как тюрьму для пленных. Она находится на границей с Валахией, и для устрашения воинов оттуда он насаживал на кол и оставлял тела заключенных, которые были видны издалека.

Из-за этой милой особенности ведения переговоров его назвали Цепешем, что по-румынски значит «протыкатель»

Именно из-за этой милой особенности ведения переговоров его и назвали Цепешем, что по-румынски значит «протыкатель». Сейчас у стен крепости живописно покачиваются на колах манекены, измазанные красной краской, напоминая, что это не просто обзорная площадка, а свидетель Темных веков. Попасть в церковь можно только преодолев 1500 ступенек. Скажу честно, что это было даже увлекательней, чем сама крепость.